XVIII век –
значительный период в русской истории. Это время перелома, перестройки
экономического, политического, военного, общественного устройства
России, а также изменений в просвещении, науке и искусстве. Новые
преобразования были начаты реформами Петра I.
Петр I повернул страну на путь европейской цивилизации. Это время
активного процесса европеизации русской жизни. Переход от Древней Руси к
новой России, от средних веков к новому времени задержался в России
почти на триста лет и происходил при уже сформировавшихся новых формах
жизни на Западе. За каких-нибудь 50 лет России во всех сферах пришлось
пройти тот путь развития, какой на Западе длился 2–3 столетия. Развитие
приобретает динамичный, напряженный, активный характер. Отсюда и
характерная черта русского искусства – «спрессованность» развития. Эта
спрессованность породила в русском искусстве параллельное существование
сразу нескольких стилевых направлений, несоответствие некоторых
культурных явлений объективным условиям, отсутствие последовательности в
изменениях и синхронности их в разных сферах искусства. Здесь нет
плавного перетекания от стадии к стадии, а речь идет о переломе и резких
поворотах. Хотя нужно также признать факт появления новых изменений еще
в XVII веке, но в начале XVIII столетия новое искусство получает бурное
развитие и одерживает решительную победу. Петр I был локомотивом,
который подтолкнул формирование новой эпохи. Воцарение на престоле того,
кому суждено было стать первым русским императором, означало конец
средневековья с господством «религиозного благочестия», культ
государственности и государственной власти, формирование светского
искусства.
Русское светское искусство родилась под грохот петровских салютов. Петр
как личность имел определенное влияние на формирование нового искусства.
Нововведения Петровской эпохи отразились на насильственной во многом
перемене быта, вторжении новой моды. Петр посылает людей учиться за
границу. Сам Петр интересуется многими вещами, проявляет
профессиональную осведомленность во многих вопросах.
Стремление к познанию мира, развитие наук, расширение книгопечатания,
создание в конце петровского правления Академии наук – все это
содействовало укреплению новой, светской культуры. Пафос познания, равно
как и пафос государственности, пронизывает и искусство.
Русское искусство выходит на общеевропейские пути развития, отказываясь
от средневековой замкнутости, но отнюдь не порывая с многовековыми
национальными традициями.
Знакомство русских с европейским искусством происходило несколькими
путями: западные художники приглашались на работу в Россию, европейские
произведения искусства покупались за границей, а наиболее способные
мастера отправлялись обучаться в заморские страны как пенсионеры, т. е.
за государственный кошт. Первые посланцы – художники братья Никитины, М.
Захаров и Ф. Черкасов – отправились в 1716 г. в Италию, Андрей Матвеев
уехал в Голландию.