Кочи-бей родился в албанской христианской семье. Был отобран (в рамках Девширме) для обучения в стамбульской придворной школе Эндерун, при этом обращён в ислам. В годы правления султана Ахмеда I Кочи-бей окончил своё образование и поступил на придворную службу. Наиболее известным его сочинением является Risâle-i Koçi Bey, написанное в 1630/1631 годы и посвящённое молодому султану Мураду IV. Эта аналитическая работа является крупнейшим произведением турецкой политической литературы XVII столетия, созданная в крайне сложный период существования Османского государства и содержащая трезвый анализ происходящих в империи разрушительных процессов. Кочи-бей в своём сочинении также требует срочного проведения серьёзных государственных реформ, способных вывести турецкое общество из охватившего его кризиса. В результате осуществления предложенных мероприятий автор надеется вернуть стране то могущество, которым она обладала в годы правления султана Сулеймана I Великолепного. В отличие от предыдущих и последовавших за нею работ подобного рода автор не жалеет критических слов при описании положения дел в Османской империи. Так, 1574 год, год смерти султана Селима II он считает переломным в судьбе государства, после которого начинается период всё углубляющегося упадка. До этого момента ленная, войскообразующая система тимар служила основой государственной системы и обеспечивала новые территориальные завоевания, пополнявшие казну. Однако после указанного года всё большее значение в управлении государством приобретают придворные клики, группирующиеся вокруг султанского гарема и великого визиря, а также дворцовые части янычаров. Усиливается при дворе и в армии кумовство и протежирование в ущерб истинно способным чиновникам и военным. Духовенство и связанный с ним институт судебной власти невежественно и должно повысить свой как культурный, так и профессиональный уровень, больше интересоваться современными науками. В то же время налоговое бремя для населения Османской империи следовало бы уменьшить.