Скорость размножения насекомых поразительна; например, потомство одной мухи через пять месяцев достигает 7 600 000 000 особей, и это еще при условии, что из каждых двадцати яиц развивается только одна взрослая муха. Потомство одной тли, если бы оно все выживало, за один год покрыло бы сплошным слоем весь земной шар. Потомство одной хмелевой тли в двенадцатом поколении достигло бы астрономической цифры в 10 000 000 000 000 000 000 000 особей.
Эта скорость размножения возможна при очень быстром росте насекомых. Шелковичный червь за 56 дней увеличивает свою массу в 56 000 раз. С таким быстрым развитием связан и соответствующий аппетит насекомых. Некоторые мясоедные личинки съедают за 24 часа пищи в 200 раз больше, чем весят сами.
По подсчетам Владимирского, на отдельно стоящей березе с 20 000 листьями обитает 680 тыс. животных, а на одном крупном дубе их будет миллионы. Под корой сосны на 1 м2 поверхности дерева насчитывали до 4000 жуков и их личинок. На 1 га травяно-мохового покрова под Ленинградом живет 125 миллионов особей насекомых и паукообразных.
Однако равновесие более или менее сохраняется в природе и численность некоторых видов насекомых может достигать огромных масштабов только в особых условиях, созданных человеком в поле, в саду, в лесной монокультуре. Очевидно, в природе существуют мощные факторы, сдерживающие безграничное размножение насекомых. Среди них заметное место занимают птицы.
У птиц очень высокий уровень обмена веществ. Температура тела у некоторых из них достигает 42°С. Они затрачивают громадную энергию во время полета. Все это приводит к тому, что птицы относительно своего размера потребляют очень много пищи.