Образцом байроновского романтизма может служить поэма “Корсар” (1814 г.) .
Действие в “Корсаре” разворачивается в Греции, находящейся под властью турок. В основе “Корсара” - конфликт героя с миром.
Герои “Корсара” — предводитель пиратов Конрад и его возлюбленная — кроткая Медора. Действие в поэме начинается с получения на пиратском острове некоей вести, которая заставляет Конрада проститься с Медорой и отдать приказ срочно поднять паруса. Предводитель пиратов решает отвести удар своего давнего врага Сеид-паши и в обличье дервиша-паломника пробирается во дворце паши. Он должен нанести удар по врагу в его доме, тогда как его пираты подожгут флот. Пожар в бухте начинается раньше, чем было условлено, разгорается жаркий бой, в котором Конрад спасает из горящего сераля любимую жену Сеид-паши - Гюльнару.
Военное счастье переменчиво, и вот уже пираты спасаются бегством, а Конрад захвачен в плен и брошен в темницу. Сеид-паша выдумывает ему самую мучительную смерть. Гюльнара, благодарная Конраду и полюбившая его, предлагает бежать. Конрад отвергает ее предложение: он не хочет быть обязанным свободой той женщине, на чью любовь не может ответить, потому что любит только Медору. Но когда Гюльнара вновь пробирается в темницу и признаётся, что убила пашу, Конрад отбрасывает сомнения: надо бежать хотя бы ради того, чтобы спасти самоотверженную девушку от страшного возмездия. Они всходят на корабль.
Когда Конрад возвращается, он узнает о смерти Медоры. Возлюбленная не перенесла известия о его плене. Потеряв вместе с любимой смысл жизни, Конрад исчезает.
Пираты плакали по нем одни.. .
Медоре камень возвели они.
Конраду памятник не водружен:
Кто знает, может быть, не умер он —
Корсар, чье имя воскрешает вновь
Тьму преступлений и одну любовь.
Конрад – бунтарь-одиночка. Байрон не показывает его прошлого, в поэме сказано лишь, что его врожденные достоинства были так высоки, что свет испытывал к нему зависть и обрушил на него клевету:
Был мудр, но свет считал его тупым
И портил обучением своим;
Был слишком горд, чтоб жизнь влачить, смирясь,
И слишком тверд, чтоб пасть пред сильным в грязь.
Внушая страх, оболган с юных лет,
Стал другом Злобе, а Смиренью — нет,
Зов гнева счел призывом Божества
Мстить большинству за козни меньшинства.
Презрение к людям, жестокость, привычка к насилию не окончательно иссушили душу Конрада. Автор наделяет героя неотразимым обаянием. Единственное чувство, связывающее героя с человечеством — любовь. У Байрона с любимой героя может разлучить только смерть, как Конрада с Медорой.
Две женщины любили Конрада – кроткая Медора и пылкая Гюльнара. Они контрастно противопоставлены друг другу.
Герой взят в момент высшего напряжения жизненных сил, в исключительных даже для его разбойничьей жизни обстоятельствах. Сумрачный, величавый характер Конрада создается в поэме с помощью разнообразных художественных средств: портрета, авторских характеристик, отношения к нему любящих его женщин, но главным образом через описание его поступков. Один из лейтмотивных образов поэмы — образ моря; вольная морская стихия становится символом свободы. В пиратской песне, открывающей поэму, есть такие слова:
Средь ликованья темно-синих вод
Безбрежна мысль, свободен душ полет
Над пенной, бесконечною волной —
Вот царство наше, вот наш дом родной!
Лирическая стихия, пронизывающая поэму, ярче всего раскрывается в сквозном образе моря.