После войны Германия
лежала в руинах. Промышленность была уничтожена, продукты выдавались по
карточкам. Но в 1948 году произошло «чудо». Стали открываться заводы, на
полках появились товары, а немецкая марка стала самой желаемой валютой в
мире.
Первые послевоенные
года в Германии прозвали «нулевыми». Как писал впоследствии «отец»
немецкого чуда – Людвиг Эрхард: «То было время, когда мы в Германии
занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось
раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок,
раз в пятьдесят лет - по одному костюму».
Первым шагом к выходу Германии из этого кризиса стал общеизвестный «план
Маршалла».
Помимо подготовки почвы для последующей холодной войны, перед ним стояли
четкие экономические задачи. Западная Европа всегда была важнейшим
рынком для американского капитализма. Еще во времена «Великой депрессии»
США смогли выбраться из кризиса, завоевав европейский рынок сбыта.
«Механизм» простой – чем больше спрос в Европе, тем больше предложения
от США, тем больше там рабочих мест, тем выше покупательская способность
у американских граждан.
В послевоенное время Европа как никогда нуждалась в американских
товарах. Одна только проблема – покупать их было не на что, национальные
валюты обесценивались. Поэтому в 1947 году США оказались на перепутье –
либо отказываться от перспективных рынков и замедлить рост собственной
экономики, либо оказать послевоенной Европе материальную поддержку и
получить не только «постоянного покупателя и клиента», но еще и
союзника. США поставили на второе и не прогадали.
В соответствии с «план Маршалла», Германии за 4 года было предоставлено в
общей сложности 3,12 млрд долларов в виде кредитов, оборудования и
технологий. И хотя «план» не был главной действующей силой послевоенного
восстановления Германии, он позволил осуществить впоследствии то, что
назовут «германским чудом». За несколько лет производство, как
сельскохозяйственной, так и промышленной продукции превысит довоенный
уровень.