Иван Сергеевич заглянул в будущее, его герой появился слишком рано, и поэтому в конце романа Базаров умирает.
Он умирает совершенно случайно, заразившись тифом при вскрытии трупа.
Смерть героя не была внезапной: напротив, она дала Базарову время,
возможность оценить сделанное и осознать размеры неосуществленного.
Евгений Васильевич встречает смерть спокойно, «нигилист» остается верен
себе до последней минуты» — это сильный характер…
Да! В России Базаровых было мало, но, увы, «от копеечной свечи… Москва сгорела» . Здесь Базаров сравнивает себя и своих единомышленников с копеечной свечой,
от которой действительно может сгореть целое государство.
Такая сила способна только разрушать, а строить — это не их дело.
Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. И смерть для него — это не просто прекращение существования, но и знак того, что он “видно, не нужен” России. Осознание этой “ненужности” приходит к Евгению в самый последний момент и становится завершающим этапом гибели его взглядов, равно как и его собственной гибели.
Смерть Базарову дала право быть таким, каким, возможно, он был всегда – сомневающимся, не боящимся быть слабым, возвышенным, умеющим любить… Неповторимость Базарова заключается в том, что через весь роман он пройдет во многом не таким человеком и тем обречет себя на единственную возможную, роковую, трагическую – базаровскую – судьбу.
В этом заключается главный смысл финала. Об этом же писал сам Тургенев:
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — все-таки обреченная на гибель, — потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего”.