Сообщение ** тему "боги древнего херсонеса". 70 баллов!

0 голосов
81 просмотров

Сообщение на тему "боги древнего херсонеса". 70 баллов!


История (182 баллов) | 81 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Херсоне́с Таври́ческий, или просто Херсоне́с (др.-греч. Χερσόνησος — ἡ χερσόνησος: «полуостров»; в византийское время — Херсо́н, в генуэзский период — Сарсона, в летописях Древней Руси — Корсу́нь) — полис, основанный древними греками на Гераклейском полуострове на юго-западном побережье Крыма. Единственный античный полис Cеверного причерноморья, городская жизнь в котором непрерывно поддерживалась вплоть до конца ХIV века.

На протяжении двух тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, где был единственной дорийской колонией. Ныне Херсонесское городище расположено на территории Гагаринского района Севастополя и является историко-археологическим заповедником.

Херсонес вместе с его хорой на Гераклейском полуострове входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[2], однако с 2014 года мониторинг сохранности музея-заповедника со стороны ЮНЕСКО не проводится, поскольку организация не признаёт[3], что он находится под юрисдикцией России[4]. В Российской Федерации, контролирующей спорную территорию Крыма, Херсонес Таврический отнесён к категории особо ценных[5][6] объектов культурного наследия федерального значения[7][8][9][10], на Украине Херсонес Таврический отнесён к категории памятников археологии национального значения[11].
Херсонес был основан в 424/421 годах до н. э. как древнегреческая колония выходцами из малоазийской Гераклеи Понтийской[12][13][14]. Существует также версия о наличии более раннего поселения[15]. Заложенная у нынешней Карантинной бухты[14], колония вскоре осваивает Гераклейский полуостров[16], а затем и территории северо-западного Крыма, поделив к IV веку до н. э. Крым с Боспором[17].

Будучи демократическим полисом[13], Херсонес принимал активное участие в общегреческих праздниках, спортивных состязаниях, вёл активную внешнюю политику. Верховной покровительницей города считалась Артемида[18]. В IV—III веках до н. э. Херсонес выпускает массовые серии серебряных монет, успешно конкурировавших с другими валютами черноморского региона.

В III веке до н. э. в Херсонесе жил историк Сириск, описавший историю города и его взаимоотношения с Боспором и другими городами Причерноморья. Упоминание об этом историке сохранил памятный декрет, датирующийся второй половиной III века до н. э.

Все годы существования государства Херсонесу приходилось вести войны. Во II век до н. э. шла кровопролитная, длительная война со скифами. Была утрачена Керкинитида, разрушен Калос Лимен, враг неоднократно стоял у ворот города. Херсонес вынужден был обратиться за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который направил в Крым большой отряд во главе с полководцем Диофантом. Действуя во главе объединённой армии, куда входили херсонесские и понтийские войска, Диофант в продолжение трёх кампаний (около 110—107 годов до н. э.) разгромил скифов, взял Феодосию, прошёл на Керченский полуостров и захватил Пантикапей. Однако и Херсонесу не удалось сохранить свою самостоятельность: он вошёл в состав державы Митридата. С тех пор город находился в постоянной зависимости от Боспорского государства.

После смерти Митридата VI Евпатора политическая карта всего Восточного Средиземноморья кардинально изменилась. Выбирая из двух зол меньшее, херсонеситы стремились «стать под твёрдую руку» Рима в качестве «свободного города» и избавиться от унизительной опеки полуварварских царей Боспора. Римский диктатор Гай Юлий Цезарь даровал городу желаемое. Однако позднее, следуя своему излюбленному принципу «разделяй и властвуй», римские императоры то подчиняли город своим союзникам — боспорским царям, то предоставляли ему «свободу», когда необходимо было сдержать амбиции боспорских монархов. В 25 году до н. э. Август дарует Херсонесу «свободу» от Боспорского царства. В 8 году до н. э. Царь Боспора Полемон убит аспургианами. Октавиан Август признает Аспурга царём Боспора, добившись выделения из его царства Херсонеса.

В первых веках нашей эры в Херсонесе утверждается олигархическая республика, власть в которой принадлежала незначительному кругу влиятельных, знатных и послушных Риму лиц. В 60-е годы I века римляне организовали крупную военную экспедицию в Таврику, чтобы дать отпор скифам, вновь угрожавшим городу. После разгрома скифов войсками трибуна Плавтия Сильвана, Херсонес становится форпостом римских войск в Северном Причерноморье.

В цитадели города, сменяя и дополняя друг друга, стояли отряды I Италийского, XI Клавдиевого и V Македонского легионов из провинции Нижняя Мёзия, а в херсонесской гавани базировались корабли мёзийского Флавиевого флота (Classis Flavia Moesica). В городе находилась ставка военного трибуна, командовавшего сухопутными и морскими силами в Крыму.6

(1.1k баллов)
0 голосов

Боже­ственный пантеон херсонесцев по-прежнему возглавляла Дева. Возросло значение Херсонаса, изображение которого появилось на монетах. В число официальных входили также культы Зевса Сотера, Асклепия и его дочери (боги­ни здоровья Гигиен), Гермеса, Афродиты. Между тем частными, домашними становятся такие бо­жества, как Деметра, Дионис, Аполлон, Афина, Кибела, Геракл. Появляются новые боги (в том числе не без влияния Рима): Исида, Сарапис, Митра. Солдаты рим­ского гарнизона уповали на Юпи­тера Лучшего Величайшего и Юпитера Долихена, Зевса Добиранского, Геркулеса, Вулкана, Немесиду, Гелноса, других богов.

В позднеантичное время уси­лилась тяга к восточным культам и монотеизму, повысился инте­рес к суевериям, мистике, магии (в погребениях резко возрастает число всевозможных амулетов, оберегов), к учениям, проповедо­вавшим счастливое загробное су­ществование. Тем не менее, христианство нашло в Херсонесе по­клонников не сразу, переходный период от язычества к христи­анству растянулся на довольно длительное время. Небольшая христианская община могла воз­никнуть здесь еще в конце IV — начале V в., но тогда на херсонесском некрополе даже не было специального участка для захо­ронения христиан. Росписи с христианской символикой появ­ляются в склепах не ранее второй половины/конца V – VI в., а пер­вые христианские храмовые ком­плексы возводятся в конце V – VI в. (активное строительство церк­вей началось в VI – VII вв.). Воз­можно, первыми почитателями нового вероучения стали предста­вители знати, им могли принадле­жать склепы с самыми ранними христианскими росписями.

В городе проживало и какое-то количество иудеев, хотя памятни­ков, связанных с их присутстви­ем, обнаружено очень мало.
В условиях относительной ста­билизации херсонесцы смогли больше внимания уделять своим культурным потребностям, обра­зованию молодежи, чтению книг, посещению праздников, на ко­торых проводились спортивные, театральные, мусические и поэти­ческие состязания.
Не угасла в изменившейся по­литической обстановке херсонес-ская школа историков. О том сви­детельствует рассказ о войнах между Боспором и Херсонесом, содержащийся в трактате «Об уп­равлении империей» Константи­на Багрянородного. В нем автор явно опирался на какую-то мест­ную хронику, вероятнее всего, херсонесскую, датированную V или VI в. от Р.Х. Традиции школы оказались настолько сильны, что по прошествии многих веков ее представители держались прави­ла любить старину, уважать наив­ные народные предания и верить в чудодейственную силу богов.

Из Херсонеса римского вре­мени происходит немало свиде­тельств о развитии медицины в античном Северном Причерно­морье. Здесь и обнаруженные при раскопках разнообразные ме­дицинские инструменты, и свиде­тельства о лекарствах, данные от­носительно наличия в районе совр. Сак своего рода грязелечебного курорта. Немало медиков обслуживало римских воинов и входило в состав гарнизона.
Археологические материалы свидетельствуют и о развитии ис­кусства, творчестве скульпторов, живописцев.

(569 баллов)