Кто такие Ненецкие тэнзы?

0 голосов
51 просмотров

Кто такие Ненецкие тэнзы?


Другие предметы (19 баллов) | 51 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ


Северосамодийские народы, в том числе ненцы, издревле были ориентированы на традиционную пластику, входящую составной частью в обряды и ритуалы, связанные с культом плодородия и культом матери-природы. Не умея разгадать тайны природы, люди наделяли ее сверхъестественной силой, создавая богов, поклонялись им и посвящали им свои танцы. Если танцы вовремя не подвергались переосмысливанию, они теряли свой магический смысл и уходили из быта народа. Поэтому до настоящего времени не дошли старинные ненецкие танцы. О танце не было ни исследовательской работы, ни художественной литературы. К поискам его не организовывались никакие экспедиции. Но все, же следы существования его в быту у ненцев можно найти в скупых описаниях этнографов, ученых и в рассказах очевидцев. Так, например, гласит давняя запись ученого Петра Симона Палласа, когда в 1778 году он увидел ненецкие танцы и описал их: «Я еще должен сказать об увеселениях самоедских. Когда их много съедется в одно место, то в веселых случаях делают празднества, кои состоят в борьбе и в скакании до известной метки. Пляшут также с бабами в кругу, пара по паре. Но пляска их состоит, чтоб, не сходя много с места, делать всякие телодвижения и ломки, переступая в такте: вместо же музыки храпят в нос, и некоторый слог выражают, а бабы равным образом под такту отхрапывают».

В книге В.Ф.Зуева - выдающегося русского ученого, биолога и путешественника - «Материалы по этнографии Сибири ХVIII века» есть специальная глава, которая так и называется «О увеселениях». Где находим такую запись: «Увеселений имеют между собой очень, а особливо самоедцы, и я почти совсем не слыхивал, может быть потому, что они, как народ кочевной, редко во множестве бывают …Пляска их состоит не во многих разностях телодвижения, но каково одна пара делает, таким же образом пляшут и последние, хотя б какое множество их ни было. Самоедин, взяв бабу левою рукою за правую, ноги свои одна за другой наперед высовывает. Сам выговаривая полным ртом громко: «гой!», потом с ужимкою сквозь зубы в нос: «ги»… протяженно, потом опять громко: «гой!», а напоследок, забирая в себя дух, всхрапывает, и так далее. Сие не значит у их вместо песни, но будто бы для показания такты; баба же, напротив того, подле его стоящая, стоя на одном месте, с приседанием выворачивает ноги и сама только всхрапывает при окончании каждого колена. И так за одною парою собирается и множество; тогда бегают кругом, держась руками, друг за дружку иногда чрез целой день, желая одна пара переплясать другую (как сама натура научает любовным хитростям, то и сии дикие народы знают, как к любви приступать должно. Говорят, что во время пляски, когда пожмёт у нее руку, то и увидит своё щастие).

В историографии существовало мнение, что народы Севера отличаются сумрачным нравом и не имеют своих развлечений. На ошибочность подобных воззрений в свое время справедливо указал известный знаток культуры и быта народов Севера В. Г.Богораз: «Жители Крайнего Севера не менее склонны к возбуждению и быстрому движению, к веселью и смеху, чем жители крайнего юга». И сама жизнь доказала это.

(111 баллов)