Впервые Юрьев день был отменен в 1581 г
Земельная реформа. Церковная реформа. Реформа государственного управления. Вот как впоследствии это будет на Руси. Они садятся и пишут подробный трактат о том, что надо менять течение дел. С церковной реформой они, похоже, преуспели. Было проведено очень много церковных Соборов. И на этих Соборах какую-то имущественную независимость церковь себе обеспечила, борясь еще с дикой идеей нестяжателей Нила Сорского. Идея состояла в том, что монастыри не должны владеть землей, чтобы у них ничего не было, чтобы они только молились. Это бы привело к тому, что они получали бы пропитание из рук Великого князя и впали бы в полное политическое ничтожество. А так оставлены были на своей земле благодаря позиции других, более разумных иерархов Церкви. У них была возможность переманивать к себе крестьян. Юрьев день в основном-то и служил для того, чтобы крестьяне могли перебежать на монастырские земли, потому что там было легче. Меньше барщины. Больше оброка. Более передовые методы ведения сельского хозяйства. Естественно, крестьяне бежали на монастырские земли, потому и был отменен Юрьев день (по просьбе бояр, для того чтобы крестьяне не перебегали) . Это уже Федор будет его отменять в 1597 году. Не один день, конечно, был. Две недели до Юрьева дня и две недели - после. Время перехода. Но для дворян и для бояр уже нет возможности перехода. Переход - это государственная измена. При Иване Четвертом за бегство в Литву (хотя, казалось бы, не хочешь служить - поезжай на здоровье и служи кому-нибудь еще) ловили, пытали и казнили.
Только в 1861 году указом императора Александра II этот позорный и унизительный порядок был отменен. Крепостные крестьяне получили свободу и больше не принадлежали барину, что имело, конечно, очень большое значение. В России перестали торговать людьми. И уже никто, даже самые богатые и знатные помещики, не могли безнаказанно обижать крестьян. А если такое случалось, то обидчику приходилось отвечать перед судом