Стоечно-балочная система едина для всех стилей и направлений в архитектуре.
Наиболее ярко черты КРОМЛЕХА читаются, к примеру, в древнеегипетских и ассирийских памятниках архитектуры.
Архитектура общественных зданий античности была доведена до совершенства, и по сей день является эталоном красоты и гармонии.
В отличии от египетских культовых сооружений, где архитектура подавляла, античные памятники строились соразмерно человеку.
«ЧЕЛОВЕК – мера всех вещей» .
К простым архаичным перекрытиям добавился ФРОНТОН и АНТАБЛЕМЕНТ, а так же сформировались основные архитектурные ОРДЕРА.
Благодаря развитию науки и инженерной мысли, используя традиции древнегреческой архитектуры римские зодчие научились строить величественные сооружения с использованием АРКИ и КУПОЛА.
Помимо памятников созданных на общественные деньги в Риме появляются постройки сделанные по индивидуальному заказу.
С возникновением христианства, на основе античного ПЕРИПТЕРА, формируется БАЗИЛИКАЛЬНЫЙ тип храма ставший основой для последующих построек особенно РОМАНСКОЙ и ГОТИЧЕСКОЙ архитектуры.
Архитектура раннего средневековья была преимущественно каменной, тяжёлой, её пронизывал дух воинственности и постоянной потребности в самозащите, характерной для архитектурных сооружений Древнего Рима.
Характерный элемент: Романское двойное полуциркульное окно.
Общая арка объединяет оба оконных проёма, её центр опирается на небольшую колонну дорического ордера.
Постепенно АРКА заострялась, БАЗИЛИКА начинала стремится в высь.
Возник ГОТИЧЕСКИЙ архитектурный стиль.
Выделение в здании строительного каркаса.
Использование стрельчатых арок - нагрузка была направлена вниз, на опору.
Укрепление этой опоры уступчатым столбом - КОНТРФОРСОМ - стало ещё одним новшеством готики.
Эпоха Возрождения дает миру много инженерных архитектурных находок, в том числе КУПОЛ, содаваемый не из каменных блоков, а с применением металлических конструкций.
Гармоничность и стройность пропорций -такова главная черта зданий Возрождения.
Сменяя строгую архитектуру эпохи Возрождения приходит, зародившийся во Франции и распространившийся по миру , «капризный» стиль – БАРОККО.
Для построек в стиле барокко характерна сложная динамика образов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии.
Ордер приобретает декоративное значение, фронтоны становятся более фантазийными.
РОКОКО отличают рокаильные элементы.
Стиль представляет собой сочетание элементов барокко, французского классицизма и восточных культур, причудливых ассиметричных орнаментов и изящных форм.
В противоположность помпезности барокко, крококо отличается изысканной элегантностью.
Стиль использующий достижения античной и древнеримской архитектуры -архитектурные ордера и иногда купола называется КЛАССИЧЕСКИМ.
АМПИР – пышный, имперский, классический стиль.
Главной в модерне была функция красоты, создаваемая по новым художественным канонам.
Архитекторы стремились соединить в неразрывное целое функциональность и изящество.
Стиль «модерн» родился из стремления архитекторов использовать новые материалы - сталь, стекло, железобетон, и пристрастия к изысканности.
Ведущим мотивом становится растительный орнамент.
Отличительная черта стиля модерн - синтез искусств.
Каждая линия, каждый оттенок цвета, каждая деталь должны быть согласованы друг с другом.
Именно поэтому при подборе элементов декора и обстановки (мебели, цветового решения стен, лепнины и светильников) архитекторы стремились создать целостное однородное «перетекающее» пространство.
Простота и лаконизм геометрических форм, откровенное обнажение конструкций, функциональное расчленение здания на части - таковы особенности нового направления в архитектуре - КОНСТРУКТИВИЗМ.
Особенность архитектуры XX века заключается в переосмыслении достижений архитектуры и культуры предшествующего периода, использовании новейших технологий и формировании универсальной для всего человечества культуры.