Кант в конце XVIII в. писал об эволюции природы, способной превратить человекообразную обезьяну в человека, снабдив его двуногим хождением и рукой, способной к хватанию. При этом происхождение человека представлялось Канту как развитие некой идеи «абсолютного прачеловека»: без «сверхидеи» появление человека было бы невозможно. Дидро в то же время говорил о существовании лишь количественной разницы между человеком и обезьяной.
В том же XVIII в. Дж. Монбоддо сделал попытку объяснить превращение обезьяны в человека под воздействием труда, но человек и обезьяна для него были представителями одного вида. В превращение видов Монбоддо не верил.
Русский ученый Аф. Каверзнев вплотную подошел к эволюционным механизмам в антропогенезе. Он написал о генезисе животных и человека в том числе, от одного ствола. Более того, исследователь писал об изменчивости и вызывающих ее внешних факторах.
Совершенно оригинальный взгляд на происхождение человека принадлежал Ж.Б. Робине, считавшему, что животные представляют неудачные попытки природы породить человека — наиболее совершенную форму. Он правильно мыслил, что основные анатомические отличия человека и шимпанзе относятся к тазу и стопе.