Пантеон славянских богов
Клена: Верования древних славян [more]Авсень Агуня Барма Белобог Богумир Белун Вечерка Вий Велес Герман Дажьбог Дива Девана Дый Денница Дадола Желя Жива Зоря Карачун Карина Квасура Китоврас Коляда Кастрома Купало Купальница Леля Лада Мара Масленица Макошь Мать сыра земля Морок Недоля Огненный Волх Переплут Перун Погода Полазник Полудница Посвист Прове Пятница Род Рожаницы Радогост Руевит Семаргл Сварог Стрибог Святовит Святибор Сида Сива Среча Спорыш Суд Сурица Услад Хорс Хмель Числобог Чернобог Чур Ярило Ящер[/more] ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ СЛАВЯH Правь - Явь - Навь Державная Мировая Троица, олицетворяющая мужское проявление Сварога Треглав: Белбог - Волос (Велес) - Чернобог Державная Покровительствующая (Покрывающей) Троица, олицетворяющая женское проявление Сварога. Треглава: Лада - Волос (Велес) - Морена Святочная Светлая Троица, управляющая миром Яви: Белбог - Лада - Волос (Велес) Святочная Тёмная Троица, управляющая миром Нави: Чернобог - Морена -
Клена: Денница Денница, в славянской мифологии образ полуденной зари (или звезды), мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому её ревнует солнце (мотив «небесной свадьбы», характерный и для балтийской мифологии). См. также Вечорка. Сербская песня говорит о молитве, обращенной к деннице; рано вставала девица И даницу вjepнy моли: «О данице, о сестрице! Подаj мене свjетлость твоjу. Да наресим младост моjу» В одном из русских заговоров читаем: «встахом заутра и помолихсе Господу Богу и деннице» . Существовала легенда о любви Месяца к Деннице, которая не позабыта в народных сказаниях. Вот свидетельство белорусской песни: Перебор-Мисячек, перебор! Всех зирочек перебрал, Одну себе зирочку сподобал: Хоч она и маленька, Да ясненька, Меж всех зирочек значненька
Клена: Дадола Додола, в южнославянской мифологии женский персонаж, упоминаемый в магических обрядах вызывания дождя. Известен в сербо-хорватской (Додола, дудулейка, додолице, додилаш), болгарской (Додола, дудула, дудулица, дудоле, преимущественно в западных областях Болгарии), а также румынской и других традициях (ср. польск. мифологическое имя Дзидзиля). Додола, как и Перперуна, связана с культом Перуна, его именами, действиями или эпитетами, родственными литов. Dundulis - прозвищу Перкунаса (букв. «раскаты грома», ср. сербо-лужицк. Дундер) - и латыш. - «погромыхивает громом». Очевидно, имя Д. и т. п. имена - результат древней редупликации (удвоения) корня dhu, означавшего «трясти бородой» в отношении громовержца: [др.-инд. (об Индре), греч. (о потрясаемом в бою оружии), др.-исл. dyja, «трясти» (о волосах громовержца Тора); ср. отчасти сходное удвоение в хетт. tethai, «греметь» (о громе)]. Сравнительный анализ додольских песен и ритуалов позволяет предположить, что в мифе Додола первоначально - жена громовержца, а в ритуале - представлявшие её жрицы. След такого ритуала можно видеть у сербов в Алексиначском Поморавье, где додолицы - шесть девушек в возрасте от 12 до 16 лет: четыре поют, две представляют Додола (видимо, древнего громовержца) и Додолицу (видимо, его жену). Их украшают венками, льют на них воду (что должно вызвать дождь), преподносят им хлеб. Для додольских песен характерны мотивы отмыкания врат (болг. «Отвори врата, домакина, ой додоле!»), моления о дожде или влаге - росе