Часто женщина была почти рабом, красивой игрушкой… Но, конечно, нельзя
сравнивать жизнь богатой женщины, хотя зачастую и ее существование было
омрачено унижениями, с жизнью простой крестьянки. И кто, как не Николай
Алексеевич Некрасов, посвятивший «лиру…народу своему», сумел так ярко,
выразительно и убедительно, а главное, правдиво показать все житейские
тяготы русской крестьянки: разлуку с любимым мужем, потерю сына,
постоянные унижения в чужой семье, болезни, голод. Образ Матрены
Тимофеевны Корчагиной показан в развитии: начиная с детства, заканчивая
уже зрелой женщиной. Матрена Тимофеевна сама рассказывает о себе, о
своей судьбе, переполняя речь поговорками, повторами, что неразрывно
связывает некрасовскую героиню с русским народом. Матрене повезло в
детстве: «Как у Христа за пазухой, Жила я…».
С детства крестьянские дети работали. Работала и Матрена, но трудиться в
родной семье для нее было не в тягость, а радость. Она была окружена
заботой, вниманием, любовью, поэтому и работалось ей легко: «И добрая
работница, И петь-плясать охотница Я смолоду была».
Посчастливилось героине и с женихом. Это был воистину русский богатырь:
он и «пригож-румян», и «широк-могуч». Это был брак по любви. И Матрена
Тимофеевна всегда отзывается о нем с уважением, ласково. Она понимает,
что такое счастье – выйти замуж по любви – крестьянкам выпадало очень
редко. Но как бы, ни был «пригож» и любим муж, оказалась в чужой семье
юная Матрена «последнею, последнею рабою».
Матрена Тимофеевна прекрасно понимает всю ничтожность своего
существования: «запугана», «заругана», она не принимает как должное
такие семейные отношения, но понимает, что лучше стерпеть.
В этом выражается свойственное русскому народу, в частности женщинам,
долготерпение. Русские женщины горды, терпеливы, сильны своей любовью.
Потеряв любимого сына, Матрена Тимофеевна, только чтобы тело ребенка
«честному погребению», готова все стерпеть, все выстрадать. Ей
приходится кланяться в ноги и покоряться.
Но неумолимость, бесчеловечность «неправедных судей», обвинивших мать в
смерти любимого сына, рождает у нее порыв ненависти: «В груди у них нет
душеньки, В глазах у них нет совести, На шее – нет креста!»
Неудивительно, что у такой женщины – человека высоких нравственных
качеств, большого ума и сердца – дети будут наделены прекрасными
душевными свойствами. С детства насмотревшись на бесправие, на вечно
заруганную и забитую мать, они способны понимать горе ближнего, даже
животного.
В образе русской крестьянки Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных
невзгодах, гордость, чувство собственного достоинства, заботу о семье,
любовь к детям. Он восхищается ею, понимает ее величие, красоту ее души.
Некрасов пытается показать читателям, что нельзя больше так жить
русской женщине, что и в ее терпеливой душе рождается протест против
унижения и бесправия. Такие героини, как Матрена Тимофеевна вызывают
гордость у читателей за свою страну, родину этой гордой, нежной, сильной
и слабой «величавой славянки».