Буддизм - одна из древнейших мировых религий, господствующих в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Буддизм зародился в Индии более двух с половиной тысяч лет тому назад как учение подвижника Сиддхартхи Гаутамы (566/561-481/476 гг. до н.э.), известного под именем Шакьямуни (мудрец из рода Шакья) или Будда (Просветлённый, Пробуждённый).
Распространение буддизма за пределы Индии началось в 3-2 столетиях до н.э. в Шри Ланке и Непале, а продолжилось в первых веках новой эры, достигнув Китая, Японии, Кореи и стран Центральной Азии.
Учение Будды делает акцент на решающей роли личных усилий человека в приближении к высшей цели - достижению духовного просветления, нирваны. На развитие буддийского искусства значительное влияние оказали идеи о необходимости накопления благих деяний верующим на его пути к самоусовершенствованию. Строительство храмов, создание скульптуры, живописных произведений, ритуальной утвари, переписывание книг считалось частью духовной практики и способом утверждения в вере. Восприятие культовых памятников архитектуры, скульптуры, живописи и литературы скрытых форм скрытого присутствия Будды, его мудрости и силы обусловили центральное место искусства в сознании и повседневной жизни буддистов. Вместе с тем, художественные произведения играли важную роль в укреплении веры адептов, постоянно напоминая им о зачастую сложных и многозначных аспектах буддийского вероучения.
Идеал красоты в искусстве буддизма сформировался под влиянием индийской эстетики. Принцип жизнеподобия - "саджива" - касался прежде всего воссоздания не конкретно физического, а энергетического тела. Идеальный энергетический баланс божественных персонажей выразительно передан в характерном способе моделирования фигур - в гармонии плавных выпуклых объёмов.
Другой особенностью художественной традиции буддизма, которая также имеет индийские корни, является выражение множества религиозно-философских идей через образ одного персонажа. Большое значение для правильного "прочитания" произведения имеет язык символических поз ("асана"), жестов ("мудра") и различных атрибутов. Буддийские божества часто изображались со многими лицами, руками и ногами, иногда верхом на фантастических животных ("вахана").
Если скульптурные изображения были объектами поклонения верующих, то живописные выполняли роль иллюстрации к религиозным текстам. Изображения персонажей пантеона создавались в строгом соответствии с детально разработанным иконографическим и иконометрическим каноном.
Первые буддийские изображения
Истории создания первых иконографических изображений хорошо иллюстрируют их назначение и силу воздействия на зрителя. Одна из легендарных историй повествует о том, как король Бимбасара получил драгоценный подарок от короля Утраяны. Печалясь, что не может достойно отблагодарить союзника, он, по совету мудрого министра Ярцула, решил послать в ответ изображение Будды. Приглашенный художник, пораженный сиянием, исходившим от Учителя, не мог создать соразмерного образа. Тогда, Победоносный глядя на тщетность стараний мастера, предложил отправиться к чистому озеру. Там глядя на отражение Будды в воде, живописец запечатлел его. По совету Учителя фигура была окружена изображением двенадцати звеньев взаимозависимого происхождения и шлоками о том, к чему следует стремиться и что следует оставить. Когда Утраяна, получив драгоценный дар, увидел картину, он сразу же обрел интуитивное понимание действительности. Дальнейшее созерцание этого изображения привело его к состоянию трансцендентального видения.
Другая история повествует о цейлонской принцессе, получившей изображение Татхагаты в ответ на щедрое подношение. Этот образ был создан лучами света, отразившимися на холсте - художники обвели его и раскрасили. Увидев картину, девушка сразу встала на путь Пробуждения и вскоре достигла Освобождения. Эти легендарные истории имеют множество уровней прочтения, предлагая, в частности, простое объяснение некоторым расхождениям в трактовке иконометрических пропорций в сутрах и тантрах.
Назначение буддийских изображений
Итак, согласно традиции художественные произведения служат высокой цели учить людей мудрости и способствовать их благу. Выражая то, что невозможно выразить никаким другим способом, они дарят вдохновение и пробуждают "просветленный настрой". Не имеющим возможности читать тексты, изображения позволяют узнать об их содержании, а начинающим практику медитации помогают запомнить детали образов, которые следует мысленно представлять. Говорят, что правильно написанная и освященная тханка излучает Будда-энергии, защищающие её владельца.