31. Основу бытия мира, по мнению С. Н. Булгакова, составляют
а) атомы;
б) корпускулы;
в) божественные энергии;
г) материя.
32. Н. А. Бердяев считал первичным
а) свободу;
б) Бога;
в) материю;
г) космический хаос.
33. Выделите философа, не принадлежащего к философскому направле-нию «космизм»:
а) Н. А. Умов;
б) Н. Г. Холодный;
в) Н. Ф. Фёдоров;
г) П. Я. Чаадаев.
34. Марксизм основным критерием истинности считает
а) мнение большинства;
б) чувственные данные;
в) логически непротиворечивое умозаключение;
г) практику.
35. «Философия жизни» относится к
а) европейской философии XVIII века;
б) неклассической философии;
в) восточной философии;
г) классической философии.
36. Для философских взглядов А. Шопенгауэра характерен
а) прагматизм;
б) оптимизм;
в) скептицизм;
г) пессимизм.
37. Сверхчеловек Ф. Ницше – это
а) Бог;
б) существо, обладающее выдающимися физическими способностями;
в) существо, обладающее волей;
г) результат исторического развития.
38. По мнению З. Фрейда, психический аппарат выступает как
а) ОНО;
б) Я;
в) Сверх-Я;
г) совокупность этих начал.
39. Экзистенция – это
а) материальное первоначало мира;
б) рождение чего-то из ничего;
в) индивидуальное существование;
г) божественный замысел.
40. Сциентизм и антисциентизм в центр своего внимания ставят такое явление, как
а) наука;
б) природа;
в) космос;
г) человек.
РАЗДЕЛ 2
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Бытие в философии – это
а) то, что вечно меняется;
б) то, что рождается и умирает;
в) то, что должно быть;
г) то, что существует.
2. В современном представлении материя – это
а) однородное мировое вещество;
б) всё объективное и чувственно воспринимаемое;
в) единственная реальность;
г) первоначало мира.
3. Движение в философском понимании – это
а) любое взаимодействие;
б) перемещение в пространстве;
в) только качественные изменения;
г) только количественные изменения.
4. Пространство и время
а) существуют независимо друг от друга;
б) существуют в единстве и самостоятельно;
в) существовали до материи;
г) формы существования и координации материальных объектов.
5. С точки зрения метафизики развитие – это
а) движение по спирали;
б) необратимые качественные изменения;
в) только количественные изменения;
г) регресс.
6. С точки зрения диалектики развитие – это
а) только прогресс;
б) только регресс;
в) движение по кругу;
г) необратимые качественные изменения.
7. Категории – это
а) названия объектов;
б) научные термины;
в) наиболее общие абстрактные понятия;
г) понятия, отражающие конкретные свойства.
8. С точки зрения диалектики
а) общее породило единичное;
б) общее существует только в понятиях;
в) общее и единичное существуют независимо друг от друга;
г) общее и единичное – стороны конкретного объекта.
9. Что верно?
а) существует содержание без формы;
б) существует форма без содержания;
в) форма и содержание существуют вместе, но независимо друг от друга;
г) форма – способ существования содержания.
10. Фатализм утверждает, что всё предопределено
а) роком;
б) божественным предопределением;
в) судьбой;
г) всем вышеперечисленным.
11. Телеология рассматривает течение событий как результат действия
а) стечения обстоятельств;
б) божественного предопределения;
в) объективных законов;
г) человеческой воли.
12. Выделите диалектико-материалистическую оценку необходимости и случайности
а) случайность – это непознанная необходимость;
б) одни явления в мире случайны, другие – необходимы;
в) всякое явление и необходимо, и случайно в одном и том же отношении;
г) всякое событие и случайно, и необходимо, но в разных отношениях.
13. Индетерминизм единственной основой процесса развития признаёт
а) законы;
б) случайность;
в) человеческие желания;
г) действие сверхъестественных сил.
14. Сущность и явление
а) полностью совпадают;
б) существуют независимо друг от друга;
в) совпадают частично;
г) не предполагают друг друга.
15. Проблема человека является предметом рассмотрения такой фило-софской отрасли, как
а) гносеология;
б) онтология;
в) телеология;
г) антропология.
16. Сведение общественной составляющей человека к природным меха-низмам наблюдается в
а) социобиологии;
б) марксизме;
в) сциентизме;
г) неопозитивизме.
17. Общественный договор как источник формирования государства и общества называли
а) Ж. Ж. Руссо;
б) Т. Гоббс;
в) Дж. Локк;
г) все вышеназванные философы.