Известно, что театру как роду искусства в России предшествовали различного рода народные обряды.
В Древней Руси земледельцы отмечали дни зимнего солнцестояния, т. е. начало нового земледельческого года. За днями зимнего солнцестояния следовали празднества в честь весеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Во время этих празднеств устраивались различные игрища, пляски, песни, ряжения, игра на музыкальных инструментах.
Весну называли семиком, Ярилой. В Самарском крае ее олицетворяла закутанная в белые простыни высокая девушка, перевязанная гирляндами цветов и зелени с кудрявой зеленой веткой в руках. Ярилу — либо старик в высоком бумажном колпаке, украшенном лентами, с бубенцами в руках, либо молодой парень с нарумяненными щеками.
В этих игрищах люди изображали свой труд в виде борьбы двух сил — добрых и злых. Игрища постепенно становились ритмическими, участвующие в них постепенно выстраивались в виде круга, и действие продолжалось уже под сопровождение песен. Иногда круг — хоровод — разрывался, становился фигурным или разделялся на два полукружия или шеренги, противопоставленные и перекликающиеся друг с другом.
Уже в конце первого — начале второго тысячелетия нашей эры в массовых ритуальных и обрядовых празднествах выделились наиболее умелые исполнители, отличавшиеся талантом импровизационного исполнения танцевальных и песенных элементов игры; зародился диалог. В игрищах в целом усилились зрелищные черты.