Высокорный каток МедеО. "Перед нами – этапное в творчестве мастера
произведение, в котором он показал себя мастером, способным создавать
эпические вещи. Последовательность образов и бытовые подробности не
ослабляют воздействия этой работы. В ней нашла свое достойное
пластическое выражение концепция единства мира, неразрывной связи
космоса, природы и бытия человека. Стремление к целостности и
всеохватности привело к использованию панорамного вида. Взгляд
художника, обозревающего вид с высоты, сочетается с пытливым
разглядыванием происходящих событий. Благодаря такой оптике изображение
горного катка избавлено от излишней сухости, сопутствующей грандиозным
панорамам. В то же время оно не перегружено подробностями. Художником
было точно найдено равновесие между неизменным покоем природы и
хлопотливой суетой воскресного дня. Для понимания специфики кастеевского
видения, уместно сопоставить это полотно с голландскими пейзажами 17
века, в которых изображены ледяные катки. В них каждый сантиметр холста
переполнен жизненной суетой и вбирает в себя показ самых разных эмоций и
положений, множество деталей. У А. Кастеева зрителю предъявлены
немногословный рассказ, тихое созерцание начала события, спокойная
атмосфера ожидания соревнований. Весь эмоциональный накал переносится на
пейзаж. Небо благодаря своей прозрачности кажется огромным и отражается
в зеркальной глади катка. Гибко извивающаяся линия очерчивает его
границы и ритмически продолжается в мягких очертаниях горных хребтов.
Нежные переходы от света и тени, темные «частоколы» горного ельника
вдали и людские фигурки на переднем плане оттеняют белизну снега. Все
подчинено общему, свободно струящемуся движению, позволяющему легко и в
один миг охватить дальние горизонты. В произведении мало частного,
личного отношения или отделения себя от природного универсума. Природа
не становится отражением лирических переживаний художника, а
выстраивается в своей целостности и самодостаточности. Приподнятость
быта была основной приметой кастеевских зимних видов. Скромное, в
сравнении с летними пейзажами, описание, замедленные ритмы жизни
выявляют благородную непринужденность природы, наполненной светом и
созерцанием. В кастеевских работах трудно вычленить смысловой центр,
перечень предметов способен продолжаться до бесконечности, число людей,
идущих к катку, множиться, а пейзаж может легко распространяться за
рамки картины. А. Кастеев не просто пишет понравившийся социалистический
ландшафт, а выстраивает уровни бытия, осваивает бесконечное
пространство, стараясь охватить его на пределе возможного и создать
базовые образы нового мира. Национальный художник словно вновь повторяет
процесс сотворения мира".