В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь прославляет героизм русских людей.
Русский критик В.Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок,
эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.» А сам Н.В. Гоголь так
написал о своем произведении: «Тогда было то поэтическое время, когда
все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть
действующим лицом, а не зрителем.» На примере семьи Тараса
Гоголь показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет. Тарас
Бульба был богатым казаком и мог себе позволить отправить своих детей
учиться в бурсу. Он хотел, чтобы его дети выросли не только сильными и
смелыми, но и образованными людьми. Тарас считал, что если дети будут
расти дома, под боком у матери, то из не выйдет хороших казаков, потому
что каждый казак должен «почувствовать битву».
Старший сын Остап
не хотел учиться: несколько раз убегал он из бурсы, но его возвращали;
он закапывал учебники, но ему покупали новые. И однажды Тарас сказал
Остапу, что если тот не будет учиться, то его отправят в монастырь на
двадцать лет. Только эта угроза заставила Остапа продолжить учение.
Когда Остап с друзьями проделывали всякие шалости, он брал всю вину на
себя и не выдавал друзей. А Андрий любил учиться и был зачинщиком всех
шалостей . Но ему всегда удавалось избежать наказания. Несмотря на
различия, Остап и Андрий обладали цельным характером, только у Остапа
это проявилось в преданности делу и отчизне, а у Андрия в любви к
прекрасной панночке.
В сечи были суровые нравы. Там ничему не
учили кроме дисциплины, иногда стреляли в цель и ездили на лошадях, и
изредка ходили на охоту. «Казак и спать любит под вольным небом, чтобы
не низкий потолок избы, а звездный полог был над его головой, и не было
больше чести для казака, чем постоять за свою волю, не было другого
закона, кроме боевого товарищества». «Пахарь ломает свой плуг, бровари и
пивовары кидали свои кади и разбивали бочки, ремесленник и торгаш
посылали к черту и ремесло, и лавку, били горшки в доме. И все, что ни
было садилось на коня. Словом русский характер получил здесь широкий,
могучий размах и дюжинную наружность».
Запорожское казачество
возникло в низовьях Днепра на островах за порогами. Туда собиралось
множество людей. В 16 веке будущие Украина и Белоруссия оказались в
составе Речи Посполитой. Гонения по религиозному признаку вызывали
сопротивление и восстания против польского государства. Именно в это
суровое время и пришлось жить героям Гоголя.
Остапу был на роду
написан «битвенный путь и трудное знание вершить ратные дела». В нем
были заметны наклонности будущего вождя. «Крепостью дышало его тело, и
рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва». Но судьбой не
суждено было Остапу стать великим полководцем и вождем. В битве под
Дубно он попал в плен и, претерпев страшные пытки, был казнен на площади
Варшавы. Остап – воплощение преданности вере, долгу и товарищам.
Андрий
– полная противоположность своего старшего брата. Он весь погружался в
«очаровательную музыку пуль и мечей». Он не знал что такое значит
рассчитывать заранее свои или чужие силы. Под воздействием своих чувств
был способен не только героически сражаться, но и предать своих
товарищей. Любовь к прекрасной панночке погубила младшего сына Тараса.
Поддавшись чувствам он забыл любовь к Родине и долг перед товарищами, и
пуля, выпущенная рукой родного отца со словами: «Я тебя породил, я тебя и
убью», оборвала молодую жизнь Андрия.
Гоголь с большой любовью
описывает и Остапа, и Андрия, и Тараса. Его повесть звучит как гимн
отчизне, героизму соотечественников. Андрий ради своих чувств не
побоялся отказаться от своей веры, семьи и пошел против отчизны. Остап
вызывает уважение своей преданностью к общему делу, непоколебимой верой и
стойкостью.
Повесть Гоголя «Тарас Бульба» можно сравнить с
поэмами Гомера. Его герои воспринимаются как былинные богатыри: «Да
разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы
пересилила русскую силу»