Александр 1 организация либеральных дворян время действий и взгляды .

0 голосов
29 просмотров

Александр 1 организация либеральных дворян время действий и взгляды .


История (536 баллов) | 29 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

1. Русское общество в начале царствования Александра I .
Постепенно темпы развития экономики России неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее ее отставание от Запада, ослабление в хозяйственном, военном и политическом отношении. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество, бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы.
Этот вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная потребность. Невозможность управления страной старыми методами, необходимость общественных преобразований явились важной предпосылкой возникновения в России либеральной идеологии.
Важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских мыслителей XVIII в. (Вольтера, Дидро, Монтескье и др.). Французское просветительство продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части русского общества реформаторских настроений. Именно в этой среде формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований. Таким образом, ранние политические и идеологические движения либерального типа в России имели западническую ориентацию.
Либеральное движение в России развивалось в стесненных режимом условиях, его социальная база была неширокой, поэтому многие положения классического либерализма были здесь интерпретированы применительно к местным условиям.
К началу царствования императора Александра I Павловича (12 (23) декабря1777 - 19 ноября (1 декабря)1825), преемника императора Павла, основными вопросами времени стали: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управлении с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства; вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.
2 . Формирование либеральных взглядов будущего императора.
Император Александр I смело приступил к разрешению всех этих задач. В приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сложились в нем из личного опыта и наблюдений. Те и другие – и политические идеи и личные взгляды – были тесно связаны с полученным воспитанием.
Его бабушка, императрица Екатерина II, стремилась воспитывать Александра в правилах тогдашней философской педагогики, т.е. по законам разума и природы, в принципах разумной добродетели.
Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей Александра и Константина был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник идей французской просветительской философии. По его собственному признанию, Лагарп принялся за свою задачу очень серьезно как педагог, сознающий свои обязанности по отношению к великому народу, которому готовил властителя. Во всем, что он говорил и читал своим питомцам, шла речь о могуществе разума, о благе человечества, о договорном происхождении государства, о природном равенстве людей, о справедливости, о нелепости и вреде деспотизма. Влияние Лагарпа на Александра I было огромно. В 1812 году император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра».
Лагарп сумел убедить своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ - отмены крепостного права и введения конституции. Учитель предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Большинство их будет сопротивляться, защищая свое экономическое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь царской власти необходимо использовать для проведения реформ и просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.

(186 баллов)