1)Однажды Архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стал легче.
(2)Он и раньше садился в ванну, и многие до него делали то же самое. (3)Но
до этого исторического случая никому и в голову не приходило, что тело,
погружённое в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит
вытесненная телом жидкость. (4)Архимед удивился. (5)Когда он удивился –
он задумался. (6)А когда он задумался – он открыл великую тайну природы.
(7)Может быть, всё это происходило и не так. (8)Но факт остаётся
фактом: закон Архимеда существует, и те, кто получает «двойки» за незнание
его, могут это подтвердить.
(9)Мне кажется, что все открытия происходят оттого, что люди
неравнодушны. (10)Что они умеют удивляться.
(11)Скажем, сидел себе Ньютон в саду. (12)Смотрит – упало яблоко.
(13)Ну, упало и упало. (14)Подыми и съешь. (15)Никого не удивляло это
никогда. (16)А Ньютон удивился: «Почему это оно упало?» (17)Удивился,
задумался и открыл закон всемирного тяготения.
(18)Конечно, всё это гораздо сложнее. (19)Всё это требовало огромного
труда, огромных знаний. (20)Я рассказываю об этом так несложно потому,
что это, наверно, тебе известно. (21)И потом я хочу сказать, что, если ты не
умеешь удивляться, если ты равнодушен, скучно тебе будет жить на свете.
(22)Если бы люди не умели удивляться, я прямо не знаю, что с ними
было бы. (23)Они ничего бы не придумали и ничего бы не открыли. (24)Они
не умели бы выращивать хлеб, летать в космос. (25)И, кроме того, они не
умели бы создавать музыку, сочинять стихи, рисовать картины.
(26)Вот идёт в лесу человек. (27)Слышит: поют птицы. (28)Ну, поют и
поют, эка невидаль! (29)А иной удивится: очень необыкновенно и сладко
поют. (30)И задумается...
(31)А другой человек удивится краскам и цветам природы. (32)И начнёт
сам пробовать сочетать эти краски. (33)Получается картина.
(34)Третий, слушая человеческую речь, вникая в разговоры людей,
вдруг удивится, как увлекательно и точно или, наоборот, нудно и неверно
люди излагают свои мысли. (35)И сам начинает думать над словами,
пробовать их в разных сочетаниях, строить из них предложения, примерять
к действительности, искать самые точные и нужные слова.
(36)Конечно, есть люди, которых ничто не удивляет. (37)Они смотрят на
мир как-то однобоко: чего бы покушать в этом мире или чего бы присвоить?
(38)У них явные расхождения с Ньютоном. (39)Они бы это яблоко просто
сжевали без всякого всемирного тяготения. (40)Они берут волшебный ковёр-
самолёт и прибивают его на стенку, чтоб не летал. (41)Они цветами корову
накормят, птицу и перья ощиплют, а что касается слов, так они ни разу не
обратят внимания на то, о чём болтают.
(42)Очень скучные люди. (43)Прямо жалко их и даже как-то стыдно за
них.
(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё
находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и
прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность.
(49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и
настоящая живопись, и настоящие стихи.
(51)И поэтому люди бывают счастливы.
(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый,
если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и
видит.
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера
ответов.
1) Закон Архимеда появился благодаря тому, что Архимед, принимая
ванну, почувствовал, что в воде он становится легче.
2) Суть закона Архимеда заключается в том, что тело, погружённое
в жидкость, теряет в своём весе столько, сколько весит вытесненная
телом жидкость.
3) Каждый, кто способен увидеть краски природы, её цвета, становится
художником.
4) Люди, которых ничто не удивляет, не знают закона Ньютона.
5) Человек должен думать над словами, учиться выбирать самые точные и
правильные слова, чтобы обогащать свою речь.
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номераответов.1) В предложениях 1–6 ведущий тип речи – описание.2) В предложениях 7–10 представлено рассуждение.3) В предложениях 11–17 представлено описание.4) Предложение 16 противопоставлено по смыслу содержанию предло-жения 15.5) Предложение 33 указывает на причину того, о чём говорится в предло-жениях 31–32.
22. Из предложений 24–25 выпишите синонимы (синонимическую пару).
23. Среди предложений 44–54 найдите такое, которое связано с предыдущимс помощью сочинительного союза и форм слова. Напишите номер этогопредложения.