Среди профессиональных читателей щедринской книги существует два
основных лагеря — «оптимистов» и «пессимистов» . Одни видят в финале
«Истории одного города» , в загадочном «оно» воплощение народного
восстания, несущего гибель самодержавию, крах деспотизма, взрыв
народного возмущения. Другие понимают тот же самый образ как символ
жесточайшей реакции, трагедию, катастрофу. Конец Глупова в таком случае
оказывается началом «морового царствования Николая I».
Неоднозначность финала «Истории одного города» является результатом авторского замысла. Щедрин сознательно не проясняет символический смысл «оно» и финала в целом.
«Оно» — и есть «оно» . Это не простая аллегория революции или реакции, а образ, важный как раз принципиальной безличностью, непроясненностью, невоплощенностью. «Оно» — знак страшного суда над всеми обитателями города, и над градоначальниками и над обывателями-обитателями, но суда неизвестно чьего и с неясным приговором.