Визитная карточка Плюшкина: Степан Плюшкин, возраст – седьмой десяток, владелец 1000 душ крепостных крестьян.
Отзывы о Плюшкине:
«800 душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха»
«Такой скряга, какого вообразить трудно»
«Всех людей переморил голодом»
«А… заплатанной… »
Выразительно описание села и господского дома. Это описание проникнуто какой-то тоской. Предметный мир вокруг свидетельствует о гнилости, умирании, упадке. Один только сад был живописно красив, но эта красота – красота заброшенного кладбища. Описание сада перекликается с описанием хозяина.
Портрет Плюшкина создается с помощью гиперболических деталей. Образ-фикция, созданный Гоголем, - прореха, дыра – становится нарицательным обозначением общечеловеческого типа скупца – прореха на человечестве.
Взволнованное обращение к каждому читателю – предостережение автора: путь Плюшкина – реальная возможность, которая открывается перед каждым человеком.
Именно здесь появляется образ дороги жизни, пути, что выбирает себе каждый человек.
Сам человек несет ответственность за дорогу, которую он выбирает.
Гоголь верил в способность русского человека измениться, верил в богатые потенциальные возможности России.
Вывод:
1. Плюшкин занимает особое место в системе персонажей. У Плюшкина есть история жизни.
2. Плюшкин – скупец – расточитель.
Заботясь о ничтожной мелочи, он теряет сотни и тысячи, разоряя родовое поместье.
3. Запутавшись в сетях «хозяйственной паутины» , Плюшкин забывает о душе своей и чужой.
Человеческие чувства, которые не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, каждый день что-нибудь в нем утрачивалось.
4. Гоголь видит причину духовного опустошения Плюшкина в безразличии к собственной душе.
5. Образ Плюшкина завершает галерею губернских помещиков.
С героями поэмы его роднят бездуховность, мелочность интересов, отсутствие глубоких и возвышенных чувств. Плюшкин занимает достойное место как логическое завершение расчеловечивания человека.