Автор явно
симпатизирует персонажу Ильи Ильича: Обломов
- достаточно молодой и привлекательной наружности мужчина, образованный,
добрый, совестливый, порядочный и тактичный, склонный к тихим мечтаниям, и едва
ли не более всего опасающийся кого-либо побеспокоить. Конечно, как центральный
образ романа, Обломов заставляет глубоко задуматься над своим персонажем.
Можем
ли мы сказать о нем, что для жизни в действительности Обломову недоставало характера?
Но ведь само его бездеятельное лежание на диване, апатия и лень – в некотором
смысле слова триумф и победа очень сильного характера, который противостоит
всем внешним раздражителям удивительно стойко.
Сами мечтания Обломова скорее
похожи на сны, в которых неясно откуда и каким образом являются образы тихой
ладной жизни, домашнего уюта, и пристойной для такой жизни жены-матери, любящей
и нежной. Мечты Ильи Ильича статичны, они не подразумевают никакого развития,
изменения этого вязкого мирного течения благополучной жизни; любой новый
штришок в этих видениях расстроил бы Обломова, явился бы в некотором смысле
революционным дуновением, которого Обломов не столько боится, сколько осознанно
избегает: "Уйдите, вы с холода".
Вглядываясь в характер и личность Ильи Ильича его, несомненно, можно
назвать очень цельной личностью. Его внутренний мир похож на прибрежный песок,
любые следы с которого будут неизбежно смыты и сглажены волной. Обломов больше
всего жаждет кроткой любви и ласки, и сам он полон любви, истекает любовью, и
мечты его именно об этом – о всеобщей взаимной любви и спокойствии. Воистину, «золотое
сердце».
А действительность далека от мечты Обломова. Действительность как
будто специально противодействует мечтам, вламывается в этот идеальный мир
грёз, и настойчиво требует – действий, в то время как Обломову тяжело даются даже
ответы. Для жизни в действительности надо претерпевать неудобства и приносить
неудобства другим, метаться и постоянно находиться в движении, а суета эта
Обломову постыла и нелепа. Так действительность в жизни Облома терпит
сокрушительное поражение.