События
Крымской войны 1853 - 1856 гг., ее неудачи,
поражение, несмотря на героические
усилия русских солдат, обнажили кризис
самодержавно-крепостнического строя,
главного виновника отсталости страны,
бедствий и страданий народа. По
всей стране идут выступления крестьян,
испытывающих гнет и эксплуатацию крепостников-помещиков,
главным среди которых был
сам царь. Начиная с 1850 г. бунты
и возмущения принимают угрожающий
для существующего строя размах.
В России назревала революционная
ситуация. Всюду спорили, везде говорили
о политике, о настоящем и будущем
России. Необходимость социальных реформ,
социального обновления стала очевидной
для правящих кругов. Наконец 19 февраля
1861 г. Александр II издал указ об отмене
ненавистного народу крепостного права.
Оживилась
и художественная жизнь России. Появились
горячие ниспровергатели старых
принципов и правил в искусстве.
Представители нового метода в искусстве
- критического реализма, распространившегося
в России во второй половине XIX века,
призывали бороться с угнетением и деспотизмом,
с безнравственностью современного им
социального строя. Громовым ударом прозвучала
в 1855 г. диссертация Н. Г. Чернышевского
"Эстетические отношения искусства
к действительности", где отрицалось
превосходство искусства над жизнью и
были сформулированы основные требования
нового поколения к искусству. Поколение
борцов-революционеров, живших мечтой
о переустройстве мира, видело смысл искусства
не в восполнении недостатка прекрасного
в жизни, а в отражении самой жизни во всей
широте и многогранности ее проявлений.
Вторая
половина XIX века в России - время расцвета
музыки, литературы и живописи. Эти виды
искусства наиболее полно и последовательно
выразили основные требования и вкусы
эпохи. Это было время высшего расцвета
критического реализма.
Музыка
В
России возникают два музыкальных
центра. Один из них находится в Петербурге,
другой - в Москве.
В
Петербурге возникло движение композиторов,
которое получило название "Могучая
кучка".
«…сколько поэзии, чувства, таланта и
умения есть у маленькой, но уже могучей
кучки русских музыкантов"(6, с.74) - так
однажды написал о них Стасов. И с той поры
за этим творческим содружеством навсегда
закрепилось название "Могучая кучка".
В нее входило пять композиторов, из которых
только один являлся профессиональным
музыкантом - М.А.Балакирев. Н.А.Римский-Корсаков
был профессиональным военным (морским
офицером), А.П.Бородин - профессором химии,
сделавший более 30 открытий в этой области,
М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком,
а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой
и вдохновителем этого музыкального кружка
был критик В.Стасов.
Эта
школа более новаторская – ориентировалась,
с одной стороны, на принципы «народности»
(отражение в музыке проблематики национальной
истории, психологии, фольклора) и «реальности»
(отказ, в определенной мере, от классических
норм, поиск принципиально нового национально
определенного языка), а с другой, на достижения
современной западноевропейской музыки.
Основными жанрами были опера, преимущественно
на русские сюжеты, симфонизм программного,
жанрового типа, а также романсовый жанр
в самых разнообразных его трактовках.
Еще одна примечательная черта петербургской
школы – тяготение к образам Востока,
условного и реального, исторического
и этнографического.
Композиторов
связывала тесная дружба. Вместе обсуждали
они свои новые сочинения, вместе разбирали
лучшие произведения русской и европейской
музыки. Особенно ценили Глинку, Даргомыжского,
Бетховена, Шумана, Берлиоза, Листа.
В
1862 году усилиями «Могучей кучки» была
открыта Бесплатная музыкальная школа.
Они стремились привлечь в нее как можно
больше талантливых людей из народа. В
концертах, которые давали при школе исполнялись
выдающиеся сочинения русских и западных
композиторов.(9,6)
Деятельность
композиторов "Могучей кучки"
- одна из самых славных страниц
истории музыкального искусства. Их
творчество и передовые идеи оказали
сильное влияние на развитие не только
отечественной, но и зарубежной музыки.
Другой
центр музыкального искусства - московская
школа во главе с П.И. Чайковским, к
которой относятся его ученик С.И. Танеев
и ученики Танеева - С.В. Рахманинов и А.Н.
Скрябин. Для этой школы характерно
преимущественное внимание к лирическим
и драматическим темам, к воплощению внутреннего
мира человека.