Ислам и наука
Человеку было велено приобретать знания и обустраивать свою жизнь на земле, помня о милости Творца и тех благах, которыми Он наделил его. Достаточно сказать, что первыми аятами Священного Корана, которые Всевышний Аллах ниспослал Своему Посланнику (с.а.с.), были:«Читай во имя Господа твоего, Который сотворил. Сотворил человека из сгустка (крови). Читай, ведь твой Господь – щедрейший. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал» («Сгусток», 1 – 5).
Как видим, побуждение к чтению и письму были первыми повелениями божественного откровения. И верующие откликнулись на призыв своего Господа к поиску и приобретению знаний. Они устремились к изучению Корана и различных его наук, неуклонно следуя за Посланником Аллаха (с.а.с.), который сказал: «Приобретение знаний – обязанность каждого мусульманина и мусульманки», и ещё в средние века, в эпоху праведных халифов, заложили тот фундамент, на котором стоит современная цивилизация и культура.
В период правления династий Омейядов(вторая половина VII – начало VIII в.)иАббасидов (VIII в. – XIV в.) в духовной, интеллектуальной, научной и культурной областях был сделан такой прорыв, какого не знала история человечества. Этот прорыв стал отправной точкой для развития различных народов и основанием для эпохи Возрождения, толчком к новым открытиям и исследованиям. Наследие мусульманских учёных в различных областях знания, в том числе коранических (шариатских) и естественных науках, представляет собой неиссякаемый источник, из которого черпают знания поколения мусульман вплоть до наших дней. Не заостряя внимание читателя на именах и трудах выдающихся мусульманских учёных: комментаторов Корана (муфассир), хадисоведов (мухаддис), правоведов (факих) и догматиков (ахлюль-калам) – остановимся лишь на тех, кого принято называть родоначальниками точных дисциплин и прикладных наук, и покажем тех, кто внёс ощутимый вклад в развитие этих наук. Здесь следует отметить, что выдающиеся достижения мусульман в культурной и научной областях объясняются, прежде всего, их искренней верой в Аллаха и Судный день, их преданной любовью к своему Господу, Его Посланнику (с.а.с.) и Его религии, следованием Корану и Сунне, которые побуждают проявлять интерес и терпимость к культуре других народов, уважение к научным исследованиям, стремление к знаниям.
В то время как апостол Павел (1 Кор. 3:19) с упрёком вопрошал у своих христианских братьев: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?», а Синод в Париже в 1209 году запретил монахам заниматься изучением естественнонаучных книг, Коран и Сунна предписывали мусульманам приобретать знания и наставляли, что обучение наукам, равно как и их изучение, является обязанностью каждого правоверного. В то время как Патриарх Александрийский велел закрыть всемирно известную библиотеку, изгнать её учёных, а книги сжечь, у мусульман всего мира приобретение книг стало страстью, а обладание ими – символом общественного положения и образованности. По всему миру разъезжали послы исламского халифата, имея при себе огромные суммы денег золотом и серебром, чтобы закупать наиболее ценные сочинения. Особый интерес вызывали точные науки: математика, астрономия, геодезия, математическая география и др. Книги собирались подобно музейным экспонатам, но гораздо важнее то, что их переводили. Переписчики, переплётчики и, прежде всего, переводчики принадлежали к самым уважаемым и высокооплачиваемым подданным халифата. Переводы иностранных книг халифы ценили на вес золота. В больших городах создавались специальные ведомства переводов. Одним из первых указов династии Омейядов был указ о постройке бумажной фабрики. Принц Омейядов Халид ибн Язид вкладывал свои средства в развитие науки и культуры: он стал первым меценатом Средневековья, щедрым заказчиком переводов и научных исследований. В то время как в Европе и России читать и писать умел небольшой круг монахов и других духовных лиц (Карл Великий пытался овладеть этим искусством уже в преклонном возрасте), в каждой из многочисленных мечетей халифата функционировала школа Корана (медресе), в которой преподавались и изучались различные науки, а большие мечети превратились в университеты и академии, где крупнейшие учёные состязались друг с другом в искусстве излагать свои знания перед заинтересованными слушателями и в диспутах с коллегами. Бесчисленное множество учёных, вышедших из мусульманских школ и университетов, приступали, опираясь на приобретённые знания, к собственным исследованиям и публикациям. Уже примерно в 1000 году книгоиздатель Ибн ан-Надим издаёт десятитомный «Каталог знаний», содержащий все доступные ему произведения на арабском языке.