Пушкинским идеалом стал образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин". С первого же знакомства с этой героиней мы видим ее самобытность, непохожесть на других. Еще ребенком она выделяется из обычной провинциальной среды. В начале романа Татьяна — "мечтательница нежная", погруженная в таинственный мир книг с выдуманными страстями, искренняя и доверчивая девушка, которая "не ведает обмана и верит избранной мечте". Даже в великолепной светской жизни она сумела сохранить свою личность, достоинство, естественность, благородную простоту, которая пленяет в ней даже чопорную, высокомерную знать. "Беспечная прелесть" Татьяны — это маска, которую она носит с поразительной естественностью, ибо этого требуют суровые законы света. Здесь неуместны открытость чувств, внешние проявления страстей и переживаний. Это прекрасно понимает Татьяна своим умным и чутким сердцем. Принимая правила игры, она становится образцом "безупречного вкуса", облагораживая своим присутствием даже пустой светский разговор. Вначале может показаться, что Татьяна удовлетворена своей роскошной жизнью, своим светским успехом. Но откровенный разговор с Онегиным убеждает нас в том, что это не так. В великолепной княгине живет прежняя Татьяна, тоскующая о милом деревенском доме, о зеленых дубравах, привольных полях. Она называет светскую жизнь "ветошью маскарада", которую с радостью бы отдала "за полку книг, за дикий сад". Но Татьяна прекрасно понимает, что ее желание несбыточно, ибо она сама связала себя обещанием, данным нелюбимому мужу. И расплачиваться за эту ошибку она должна сама, неукоснительно выполняя роль верной жены и хозяйки дома, подавляя в себе чувства к любимому человеку. Несмотря на духовную эволюцию Татьяны, она сохранила свою индивидуальность, свои лучшие качества, но вместе с тем навсегда утратила черты наивной девочки, познающей мир по книгам. Она приобрела реальный, критический взгляд на жизнь, который открыл ей пустоту и бесцельность светского Петербурга, научил ее владеть своими чувствами, дал ей силу любить и скрывать свою любовь и быть верной супружескому долгу. Именно эта гармония духа и составляет сущность характера Татьяны и делает пушкинскую героиню "милым идеалом", одним из самых привлекательных и ярких женских образов русской и мировой литературы.
С первого взгляда Ольга Ильинская в романе Гончарова «Обломов» очень похожа на Татьяну Ларину - простота, естественность, безразличие к светской жизни. Гончаров описывает Ольгу не красавицей в привычном понимании этого слова: “...не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня.. . Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии”. Именно в Ольге мы видим те черты, которые всегда привлекали внимание русских писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую, а живую. Ильинская существенно отличается от многих женщин своего времени. Она не может жить успокоенной, ей мало домашнего, женского счастья. В ней чувствуется сила характера, именно поэтому у девушки есть собственное мнение, которое она при необходимости готова отстаивать. Далеко не все могут понять Ольгу, но она не переживает по этому поводу. Она - человек совершенно самодостаточный, поэтому она менее всего нуждается в чьих-то советах и помощи. Эта девушка по натуре своей деятельная, энергичная. Она берется за воспитание Обломова именно потому, что чувствует себя достаточно сильной личностью, способной повлиять на другого человека.
Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных женских образов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться не одно поколение читателей. Женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни. Немало молодых людей и сегодня восхищаются образами Татьяны и Ольги за их светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков.