Республика Коми. Устное народное творчество
Произведения народного творчества, отражающие национальную специфику, распространяются неравномерно: в регионах, где коми население издревле является преобладающим, национальная специфика становится доминирующей. Например, в Воркутинском районе, где преобладает пришлое население, эта специфика совершенно не проявляется, в Усть-Цилемском районе, где издавна проживает русскоязычное население, коми фольклор вообще не бытует. Коми фольклорная специфика превосходно сохранилась в Ненецком автономном округе, где проживает большое количество комиязычного населения. Эпический жанр представлен двумя формами: ижмо-колвинский эпос распространен на севере республики и за ее пределами, коми-зырянский - в более южных районах обитания коми. Герои преданий, как правило, наделены чудесными свойствами и способностями, или обладают чудесными предметами, или владеют необыкновенной физической силой. Удорский (село Чернутьево) герой Юаныб настолько силен, что от одного гребка веслами его лодка выскакивает из воды и из-под днища проглядывает солнце; Пера-богатырь бежит на лыжах так быстро, что двухметровый конец сыромятного ремня, которым обмотана голова героя, развевается параллельно земле. Здесь явно просматривается культ силы и быстроты передвижения, характерный для народов, у которых охота была основным занятием. Синдорский герой Йиркап имел чудесные лыжи, сделанные им из дерева-двойника, благодаря чему ни зверь, ни птица не могли ускользнуть от него. Здесь опять же слышатся отголоски древних представлений - у каждого человека в лесу якобы имеется свое дерево, его двойник, если наткнешься на него, то счастье и удача будут сопутствовать тебе во всем. Деревянский герой Тунныръяк без особого труда ходил под водой от Котласа (устье Вычегды) до самых ее верховьев, пуля его не брала и убить его можно было только выстрелив в него хлебной пулей. Исключительными способностями обладал герой печорских преданий. Дарук Паш. Сила его колдовства была такова, что он мог за одну ночь разобрать пятистенный дом, сплавить его по реке на расстояние 40 км, поставить, а утром из трубы уже шел дым. Умением повелевать водной стихией, заговаривать дом от пожара и ходить под водой обладал сыктывкарский герой Шыпича. Корткеросский силач Кортайка обладал свойством произносить заклятье так, что лодка проплывающего мимо человека останавливалась прямо на середине реки; он вел себя как подлинный разбойник - на берегу Вычегды в огромных чанах варил пиво и по нескольку дней кряду кутил, не давая покоя соседям. Комтом Мартын отличался исключительной закалкой (всю зиму ходил босым) и большой физической силой. Пожалуй, только вымский герой Ён Вась имеет реальное историческое происхождение, его прототипом могли быть вымские князья, ставленники Москвы. Ён Вась, по преданию, под Туръей заложил городок Пожег и для этих целей нанял мужиков из Весляны, те получили деньги вперед, а работать отказались, тогда Ён Вась разрушил их дома, а веслянцы в отместку убили его. Все эти свойства героев идут из глубокой древности и характеризуют особенности коми преданий.
Трудовые причитания - уникальное явление не только в коми, но вообще в фольклоре. Они исполняются как в мажорной (чаще всего), так и в минорной тональности. Трудовые причитания по происхождению восходят к обрядовым, поэтому они по формальным признакам близки к свадебным и похоронным плачам. Текст не имеет определенного количества слогов в стихе, определенный музыкальный размер сохраняется при помощи внутрислогового распева. Каждый стих либо имеет стилистически завершенную мысль, либо она реализуется с помощью параллелизма.
Трудовые причитания весьма разнообразны по тематике: в них отразились все основные формы хозяйственной деятельности, вся жизнь северянина. Специальные трудовые причитания складывались во время пахоты, сева, сенокоса, молотьбы, расчистки под пашни, переправы по реке, поездки в тундру, при праздничной уборке дома, во время ледохода и т.д.
Трудовые песни коми, в отличие от причитаний, имеют устойчивый текст и почти не меняются на всей обширной территории их бытования. Песня имела связь с древними календарными обрядами, бытовая функция песни к настоящему времени полностью забыта населением, она и воспринимается как некое заклинание. Сюжет песни охватывает не один какой-то трудовой акт, а последовательно весь трудовой процесс выращивания хлеба, начиная с пахоты и кончая осенними празднествами в честь нового урожая.