Сегодня гораздо труднее добиться конкурентного преимущества за счет эффективного финансового менеджмента и инвестиций в физические активы. Способность компании мобилизовать и использовать свои нематериальные активы стала более значительным фактором. Стратегия фирмы становится как никогда важной. Именно поэтому построение организации, ориентированной на покупателя, и построение бизнеса, ориентированного на стратегию, являются одними из основных инициатив, предпринимаемых большинством динамичных и развивающихся компаний по всему миру.
В информационный век в условиях жесточайшей рыночной конкуренции намного большее значение имеет долгосрочное развитие, основными факторами которого являются:
- грамотное стратегическое управление;
- эффективность бизнес-процессов;
- капитал компании, воплощенный в знаниях и квалификации сотрудников;
- способность организации удерживать и привлекать новых клиентов;
- корпоративная культура, поощряющая инновации и организационные улучшения;
- инвестиции в информационные технологии.
1.2. Значимость нематериальных активов в определении стоимости бизнеса
Сегодня при определении рыночной стоимости бизнеса большую часть в структуре стоимости занимают нематериальные активы.
Современный подход к определению стоимости бизнеса: суммарная рыночная стоимость бизнеса (компании) складывается из инвестированного капитала — акционерных и заемных средств и добавленной стоимости.
Добавленная стоимость — это и есть нематериальные активы или, гудвилл.
Понятие «гудвилл» обычно трактуется как репутация, уважение, респектабельность, известность. Гудвилл — это, прежде всего, общественное мнение о названии, стиле, товарном знаке, логотипе, проектах, товарах, находящихся во владении или под контролем компании, а также отношения с клиентами и заказчиками. Поскольку гудвилл нематериален, о его наличии или отсутствии можно судить лишь по успешности бизнеса, к примеру, если среди компаний, работающих в равных условиях (территориальных, ценовых, сервисных), одна привлекает большее количество клиентов, чем остальные, то это свидетельствует о том, что ей гудвилл дороже. Для бизнеса большое значение имеет узнаваемость торговой марки, бренда и формирование постоянной клиентуры. Все это влияет на стоимость бизнеса.
Таким образом, нематериальные активы — главная движущая сила стратегии долгосрочного успеха, но их невозможно правильно измерить традиционными показателями, которые приняты в современной системе финансового бухгалтерского учета.