Поэтому для облегчения денежного оборота Екатерина II в 1769 году издала манифест о выпуске бумажных ассигнаций. Фактически это были платежные расписки — их можно было обменять в специальных банках на медную монету (в том количестве, которое значилось в ассигнации). Надо сказать, что защита этих новоявленных денег соответствовала техническим возможностям того времени: водяной знак, рельефное тиснение, рисованные литеры, подписи должностных лиц. Типографская печать выполнялась в одну — черную — краску. В отличии от сегодняшних, те деньги были односторонними, т. е. оборотная сторона не имела никаких графических элементов. Затем, в 1786 году, появились ассигнации нового образца — 5 и 10 рублей. Чтобы малограмотные россияне смогли различить деньги между собой, новенькие ассигнации решено было раскрасить в разные цвета — пятирублевая купюра стала красной, а десятирублевая — синей. Но начало войны с Наполеоном, кроме других неприятностей, принесло с собой еще и распространение фальшивок, отличить которые было чрезвычайно трудно, так как зачастую они выглядели даже более солидно, чем настоящие деньги, поскольку печатались на лучшей бумаге. Разве что подпись директора банка была выполнена тоже типографским способом, а текст порой «украшали» многочисленные орфографические ошибки, что в силу неграмотности простого люда было только на руку фальшивомонетчикам. Тогдашний министр финансов Гурьев поспешил к императору Александру I с докладом о необходимости создания специального предприятия по производству денежных знаков. Так в 1818 году появилась Экспедиция заготовления государственных бумаг. Деньги, изготовленные новым способом, были значительно сложнее: водяной знак стал более высокого качества, ассигнации имели сетку, рисунки выполняли граверы. Но ассигнации по-прежнему оставались односторонними. Двусторонними российские бумажные деньги стали в ходе реформы Канкрина, названной по имени министра финансов того времени. Суть реформы (1839 — 1843) в том, что Канкрин объявил основной денежной единицей серебряный рубль, и установил в привязке к нему курс для бумажных денег, которые стали называть государственными кредитными билетами. При этом все ассигнации, которые были выпущены ранее, к тому времени окончательно обесценились и были изъяты из обращения. Изменился и внешний вид денег — как уже отмечалось, они стали двусторонними. На оборотной стороне было напечатано извлечение из манифеста о кредитных билетах, который объявлял, что эти билеты обеспечиваются «всем достоянием государства и безостановочным, во всякое время, разменом на звонкую монету». Кроме того, новые деньги — достоинством в 1, 3, 5, 25, 50 и 100 рублей — стали еще более защищенными от подделок. В 1866 году при печати бумажных денег впервые в России используется металлография. На деньгах появляются портреты русских князей: на 5-рублевой банкноте — портрет Дмитрия Донского, на 10-рублевой — Михаила Федоровича, на 25-рублевой — Алексея Михайловича, а на 100-рублевой — Петра I. А в 1892 году ткацкий инженер Иван Иванович Орлов сделал открытие, которое стало поистине переломным в производстве бумажных денег. Орлов придумал, каким образом можно при печатании денежного знака одновременно наносить четыре краски (раньше краски наносились поочередно: сперва один цвет, затем — другой). Орловская печать, которая применяется до сих пор, стала одним из основных защитных признаков бумажных денег.