Христианство утверждает, что Христос и Его дело спасения уникальны в человеческой истории на всем ее протяжении как в прошлом, так и будущем; что ни до Него, ни после Него не было (и уже не будет) ничего подобного совершённому Сыном Божиим. Но так ли это? Вспомним: и до Христа и после Него приходили различные учителя, иногда становившиеся основателями мировых религий, и проповедовали в общем-то достаточно схожие между собой с морально - этической точки зрения вещи. Моисей, Будда, а после Христа и Магомед (Мухаммед) , все они учили, что грабить и убивать, завидовать и отнимать, предавать и блудить, обманывать и воровать - это плохо. Напротив, накормить ближнего и помочь ему, быть милосердным и не гневаться, выручать и защищать, прощать и любить - это хорошо. Разные проповедники, будучи сынами своего народа и своей конкретной этнической культуры, в разное время, с разной степенью силы и ясности, расставляя акценты согласно своему мировоззрению, но говорили, в общем, об одном и том же. Все они оставили после себя учеников, как Христос - апостолов, которые с переменным успехом, как и христиане, продолжали дело своих учителей во времени и пространстве, создавая религиозные школы и общины, как и христиане - свои церкви.
На первый взгляд, которым обычно и удовлетворяется обыденное или поверхностно религиозное сознание, особых отличий Христа от прочих учителей мы не находим. Но несмотря на это, со всей решительностью утверждаем, что пришествие Христа и то, что Он совершил, не имело, не имеет и не будет иметь аналогов в мировой истории.
Христианство говорит о жертве Христа и Его крестной смерти и последующего воскресения, наполняя эти слова каким-то особенным значением, отличающим Сына Божия от всех живших и погибших праведников и мучеников человечества.
Совершив принципиальное исправление человеческой природы как таковой в Самом Себе, Христос Духом Святым учредил Церковь, Тело Свое. А вот уже в Церковь нам с тобой войти можно - Святым Крещением. Войти и присоединиться к Тому, в Ком человеческая природа уже восстановлена. И этим спастись. Поскольку человек - существо сложносоставное, духовно-телесное, постольку и в Церковь входят и духом (св. Крещением) и телом - принятием великого и страшного таинства Евхаристии.
Как воскрес Христос не Духом только, а в теле, так и мы, пройдя через страдания при жизни и последующую смерть, необходимые для завершения восстановления человеческой природы в нас самих, воскреснем вслед за Христом, Первенцем среди человеков, проложившим через смерть дорогу к вечной жизни и протягивающим нам руку помощи на узком пути спасения