Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита.
С исчезновением мужика наступают всяческие лишения,
после которых помещик превращается в дикого зверя.
Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных
материальных и духовных ценностей, опора государства.
Бессилие, полная зависимость дворянского сословия от
крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию –
физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному.
Сначала физическое одичание, которое после нравственного
пошло полным ходом.
У помещика Бог должен исполнять любые его прихоти,
в данном случае – убрать из поместья крестьян,
чтобы не мешали ему нежиться.
Глупый помещик сначала радуется, что остался один.
Однако вскоре помещик понимает, что без крестьян он не
может умыться, пообедать, убраться в доме
Глупый помещик решает проявить твердость характера и
доказаться всем, чтоб может обойтись без крестьян:
"Посмотрим, – говорит, – господа либералы, кто кого одолеет!
Докажу я вам, что может сделать истинная твердость души!"
"...убедился бы мир, что значит твердость души! – говорит помещик..."
В конце концов глупый помещик дичает настолько, что обрастает
шерстью, ходит на четвереньках и даже заводит дружбу с медведем.
Власти отлавливают одичавшего помещика, отмывают его
и поселяют в его имении.
Помещик живет в своем имении как получеловек-полумедведь
и тоскует по дикой жизни: