В конце X в. империя Саманидов переживала последний этап своего существования. Далеко зашедший процесс феодального распада привел к обособлению наместников провинций, не считавшихся с властью последних Саманидов. Глубокий социальный кризис лишил Саманидов какой бы то ни было внутренней поддержки — крестьянство страдало от усиливавшегося с каждым годом налогового гнета, землевладельческая аристократия не мирилась с централизаторскими тенденциями саманидских правителей, тюркская гвардия рабов гулямов была ненадежным войском и часто принимала участие в мятежах, направленных против Саманидов.
Еще в 862 г. саманидский военачальник из гулямов тюркской гвардии Алп-тегин захватил на время власть в Газне, попытавшись создать в этой крупной, граничившей с Индией, провинции независимое княжество, а в 977 г. этот план осуществил бывший раб Алп-тегина тюрк Себук-тегин; он положил начало династии Газневидов, которая стала править в отторгнутой от саманидских владений Газне.
К 90-м годам X в. на смежной с Саманидским государством территории Кашгара и Семиречья образовалось еще одно крупное государство, возглавляемое тюркской династией Караханидов. С именем первого хана этой восточно-туркестанской династии, Богра-хана, связано начало завоевания Мавераннахра Караханидами. В 999 г. власть Караханидов здесь уже прочно установилась, и в 1001 г. сын Себук-тегина, могущественный Махмуд Газневи, договорился с преемником Богра-хана караханидским ханом Насром о разделе владений павшего саманидского государства. Пограничной линией стала Аму-Дарья; караханидские владения протянулись к ней от Кашгара, включая часть Восточного Туркестана, Семиречье, Чач, Фергану и территорию древнего Согда. Газне-видское государство охватывало территорию от северной Индии до южного побережья Каспия, включая нынешний Афганистан и северовосточный Иран.