Мемориал воинам-саперам инженерно-танковых полков и штурмовых инженерно-саперных бригад в Нахабино (Московская область) был открыт 7 сентября 2007 года. На постаменте установлен танк Т-34 с тралом, левый каток которого подрывает мину.
Памятник саперному танку в Нахабино — тот редкий случай, когда на постамент установлена специальная инженерная машина. И не просто установлена, а является частью мемориального комплекса с асфальтированными дорожками, газонами и ночной подсветкой. Как свидетельствует табличка на постаменте, комплекс «создан по инициативе и трудом военнослужащих, рабочих и служащих частей, учреждений и предприятий Инженерных войск ВС РФ. В создании мемориала принимали участие администрация и патриотически настроенные граждане Красногорского района». Причем судя по состоянию, не только принимали, а продолжают принимать — и танк, и остальные сооружения мемориала находятся в превосходном состоянии, за ними явно следят и бережно ухаживают.
Первые советские танковые минные тралы модели ПТ-3 были разработаны в 1942 году и выпускались серийно с апреля 1943 года. Первый танковый полк, оснащенный ими, был сформирован в середине 1943 года и прошел боевое крещение на Воронежском фронте. Немцам русская новинка пришлась не по душе — танки с тралами сводили на нет усилия минеров, а эффективного средства против танков-тральщиков в Германии так и не придумали. Зато количество минных полей перед немецкими укреплениями со второй половины войны существенно уменьшилось. Какой смысл саперам работать впустую?
Одним словом, танковые колейные тралы спасли жизни тысячам советских танкистов. И не только в годы Великой Отечественной войны. Во время боевых действий в Афганистане танки-тральщики берегли как зеницу ока, а во время движения колонн одну такую машину прикрывали до взвода обычных танков и усиленная мотострелковая рота. Тралы, естественно, на этих танках были другие, модели КМТ-5М, разработанной в шестидесятые годы.
Именно такой трал смонтирован на танке, установленном в Нахабино. И это неудивительно. Срок жизни трала на поле боя невелик, а после войны подорванные механизмы отправляли на переработку. Стране нужен был металл для восстановления мирной жизни, о сохранении таких устройств «на память» мало кто задумывался. Хотя если учесть, что после 1945-го Т-34 еще несколько десятилетий продолжали стоять на вооружении ряда дружественных СССР стран (а кое-где и до сих пор стоят в запасе), велика вероятность применения «тридцатьчетверок» с послевоенными тралами в боевых условиях.
Для музея такое смешение времен недопустимо, а вот для памятника вполне уместно. Символизирует преемственность поколений — танк, на котором впервые установили катковый трал в военные годы, и трал, продолживший нести боевое дежурство в мирное время. Хотя мирным его можно назвать весьма условно. Вечная память героям, отдавшим жизни ради нашего с вами настоящего. Слава тем, кто стоит на посту сегодня и защищает будущее наших детей.