В СССР была специфичная система, которую привыкли называть тоталитарной(но это было не совсем так).
А вот теперь собственно ответ:
Сфера искусства в СССР была тщательно контролируема. Отступление от рамок поведения, от рамок творчества, от идеологии СССР являлось проступком, а частое повторение этих отступлений обыкновенно ставило крест на таких композиторах. Потому каждый композитор должен был быть не только хорошим музыкантом, но и понимать и разбираться в текущем политическом состоянии СССР. Идеология менялась - Хрущев - "оттепель", Брежнев - "закручивание гаек" и фактический отказ от построения коммунизма, - эти два периода очень различались, и потому например, то,что было правильным во времена хрущева, являлось совершенно неправильным во времена Брежнева. А на протяжении периода со времени правления Сталина и до распада СССР идеология в Советском Союзе претерпевала различные и коренные, довольно частые изменения, и потому каждый композитор должен был понимать и пристраиваться к изменениям в политической жизни СССР, иначе бы его он попадал в подозрение спецлсужб.