Л. Пантеле́ев[2] (настоящее имя — Алексе́й Ива́нович Ереме́ев[3], 9 (22 августа) 1908, Санкт-Петербург — 9 июля 1987, Ленинград) — русский советский писатель. После революции, в годы Гражданской войны, был беспризорником.
Алексей Еремеев родился в Санкт-Петербурге, в семье казачьего офицера, хорунжего, Ивана Адриановича Еремеева, выходца из старообрядцев, героя Русско-японской войны, впоследствии унаследовавшего семейное дело — торговлю лесом и дровами. Мать Алёши — Александра Васильевна — также происходила из купеческой семьи. В семье было трое детей — Алёша, Вася и Ляля.
Во время Первой мировой войны, несмотря на то, что отец происходил из религиозной семьи и расторжение брака было незаконно, родители Алёши расстались. Иван Адрианович уехал на лесозаготовки во Владимир и умер там в 1916 году; Александра Васильевна осталась одна с тремя детьми, зарабатывая на жизнь уроками музыки.
В том же 1916 году Алексей поступает во 2-е Петроградское реальное училище. В октябре 1917 Алёша тяжело заболел и пролежал в бреду всю Октябрьскую революцию.
В 1918 году семья решает уехать в Ярославскую губернию, село Чельцово, спасаясь от голода в Петрограде. Там, на фоне разворачивающейся Гражданской войны, Лёша заболел дифтеритом, и они с матерью уехали в Ярославль, к врачу. В Ярославле в это же время началось Ярославское восстание. Гостиницу «Европа», в которой они остановились, непрерывно обстреливали, несколько раз Алёша сталкивался с белогвардейцами. Через несколько дней Алёша с матерью бежали из Ярославля обратно в Чельцово. После подавления восстания они опять вернулись в Ярославль, где выяснилось, что Лёша полностью здоров.
Осенью Александра Васильевна нашла работу в маленьком городке Мензелинске в Татарстане, и вся семья переезжает туда.
В начале 1919 года мать Алёши уехала в Петроград. Вся семья переболела тифом и дизентерией, Лёша попадает в больницу. После выздоровления, вернувшись домой, обнаруживает, что вся семья слегла, а брат Вася отправился жить, учиться и работать на сельскохозяйственную ферму. Проблемы по добыванию денег легли на Лёшу. Вначале он неудачно торговал на базаре, затем его тоже отправили на ферму к брату, там его, с его слов, били, научили воровать. Через два месяца Лёша сбежал оттуда обратно к тётке, но не смог там остаться и отправился в детский дом. Там он пробыл недолго, с приятелями они ограбили склад, и его задержали при сбыте краденого, после чего перевели в другой детский дом, откуда он сбежал в первый же день.
Лёша стал пробираться в Петроград.
Вначале он хотел доехать до Рыбинска на пароходе, но рядом с Казанью всех пассажиров высадили, и ему пришлось идти пешком в Казань. Там он устроился помощником сапожника, и проработал всё лето, осенью вновь собрался в путь. Вскоре он остался без денег, вновь начал воровать, был пойман и отправлен в Мензелинск, в детскую колонию имени III Интернационала. В колонии было голодно и грязно, поэтому в начале зимы Лёша сбежал оттуда, пытался воровать, затем устроился в финотдел курьером, но практически сразу же по собственной неосторожности попал в больницу. Когда он выписался оттуда, оказалось, что ему некуда идти. Его подобрала Городская организация комсомола. Ему предоставили жильё, положили зарплату и паёк, отправили учиться в профессиональную школу. Там он стал писать стихи и пьесы.
В феврале 1920 года в Мензелинске началось кулацкое восстание. Было много жертв с обеих сторон. Весной 1920 г. он снова решает пробираться в Петроград, но и на этот раз не добрался туда.
По дороге Лёша попал под полозья саней, один сапог порвался, и дальше не было сил идти. Он заболел плевритом, но его выходили крестьяне Кувшинниковы, у которых он прожил лето 1920 года. Однако осенью ему вновь захотелось домой. Он сел на первый попавшийся поезд, шедший в Уфу, затем, постоянно меняя поезда, доехал до Белгорода. Там его заметили агенты ЧК и сняли с поезда. В ЧК ему выдали справку, что он беспризорный и едет в Петроград, дали на дорогу хлеба и денег. Однако в поезде его обокрали, а контроль высадил на ближайшей станции. Год Лёша скитался по Украине, пытался работать, порой воровал, торговал папиросами и, наконец, летом 1921 года вновь твёрдо решил ехать домой. Он сел на первый поезд до Курска, и оттуда уже вернулся в Петроград.
Он отыскал свою семью; к счастью, все оказались живы и здоровы. Лёша стал искать работу. Он устроился к частнику, развозить лимонад. Там ему не платили, и вскоре он ушёл оттуда и поступил в бывшую гимназию Гердер, теперь Единую Трудовую Школу номер 149, однако в школе было трудно учиться из-за взаимоотношений внутри класса. Там он продолжил писать стихи. Александра Васильевна устроилась на хорошую работу и давала Лёше какую-то сумму денег каждый месяц. Почти все деньги он тратил на книги. Вскоре Лёшу исключили из школы. Из-за проблем с деньгами он стал выкручивать электрические лампочки и продавать на базаре, но его поймали и отправили в республику Школу социально-индивидуального воспитания имени Достоевского (ШКИД), созданную Виктором Сорока-Росинским.