Горе от ума» - реалистическое произведение, где А.С.Грибоедов дает
картину жизни крепостной Москвы девятнадцатого века. Содержание комедии
раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох
русской жизни – «века
нынешнего» и «века минувшего». Оно (столкновение) было выражением борьбы
двух политических лагерей – лагеря феодальной реакции, защитников
крепостной старины в лице Фамусова, и лагеря передовой дворянской
молодёжи, облик которой воплощен
Грибоедовым в Чацком.
Мир фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и
Скалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников –
молчалиных. Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и
Чацкий – ровесники. Тем резче контраст между ними. Они противостоят
друг другу , и это противостояние проявляется как в любовном, так и в
общественном конфликтах. Молчалин – убежденный консерватор, поэтому
диалог и взаимопонимание между ним и Чацким невозможны, а конфликт
неизбежен – их жизненные идеалы и поведение в обществе абсолютно
противоположны.
Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь
«степень известных». И если бы, не Фамусов, пришлось бы Молчалину
«коптеть в Твери», то есть служить с минимальным жалованием и почти без
всякой возможности продвинуться. Однако Молчалин знает, как ему надо
себя вести:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальству, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Как у Скалозуба, у Молчалина «чтоб чины добыть, есть многие каналы». За
несколько лет, проведенных в Москве, он успел сделать неплохую карьеру.
Но главное – сумел наладить нужные связи и приобрести полезные
знакомства. В отличие от
Чацкого, Молчалин вписывается в фамусовское общество. Это «маленький
Фамусов», ведь у него много общего с московским «тузом». Например,
отношение Молчалина к службе – чисто «фамусовское» : он хотел бы и
«награжденья брать, и весело
пожить». Молчалин считает зависимость «от других» основным законом
жизни. Чацкий же не может понять, «зачем же мнения чужие только
святы».Общественное мнение для Молчалина свято : «Ах! злые языки
страшнее пистолета».
Чацкий же происходит из благородной семьи. Он потомственный дворянин и
получил хорошее образование. Чацкий имеет богатый жизненный опыт, он
много путешествовал, жил как в деревне, так и за границей. Чацкий
называет «нынешний век» веком просвещения и всячески восхваляет тягу к
знаниям, наукам и искусствам «высоким и прекрасным». Чацкий не требует
«ни мест, ни продвижения в чин». Он готов служить по велению долга,
«служить делу» : «Служить бы рад, прислуживаться тошно».