Начало коренных преобразований в России прочно связано с именем Петра
I (1682-1725). Преобразования коснулись всех сторон жизни страны.
Изменился характер государственной власти и управления, произошли
изменения в финансовой системе России, была проведена военная реформа.
В 1699 г. при боярской думе была создана Ближняя канцелярия из
восьми доверенных лиц для помощи в решении государственных дел. С 1708
г. ее заседания начали именовать консилией министров. Консилия
превратилась в совет глав важнейших ведомств при особе царя, который
управлял приказами и канцеляриями, обеспечивал армию и флот всем
необходимым, ведал финансами и строительством.
Следующим этапом в реформе центральных органов власти стало создание
Правительствующего Сената весной 1711 г. на первых порах он состоял из
лиц, назначаемых царем, затем он стал собранием президентов коллегий и
специально назначенных членов – сенаторов. Этот высший орган
государственного управления ведал вопросами правосудия, расходами казны и
налогами, торговлей, контролем за административными лицами всех
уровней.
Реформирование местного управления также было неизбежным. 18 декабря
1708 г. появился царский указ «Об учреждении губерний». Территория
страны в административном отношении была разделена на 8 губерний:
Московскую, Ингерманландскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую,
Архангелогородскую и Сибирскую. В 1713 г. создается Рижская, а в 1714
г. Нижегородская и Астраханская губернии.
Губернии возглавлялись губернаторами, наделенными колоссальными
полномочиями. Помимо сбора налогов, контроля за доходами и расходами
губернии, административных и хозяйственных функций, он был наделен
судебной властью. В 1719 г. губернии были разделены на 50 провинций,
которые делились на дистрикты (уезды). Провинции возглавлялись
воеводами, а в уезде финансовое и полицейское управление возлагалось на
земских комиссаров.
В 1717-1718 гг. приказы были заменены двенадцатью коллегиями –
новыми органами управления. В отличие от приказов коллегии имели
общегосударственные полномочия, что создавало более высокий уровень
централизации. Всего было учреждено 12 коллегий, в их числе, для
упорядочения и строгой централизации финансовой системы: Камер-коллегия – для управления доходами страны, Штатс-коллегия – для управления расходами, Ревизион-коллегия
– для контроля за финансовой системой в целом. Коллегии подчинялись
царю и Cенату. Преимущества коллегий по сравнению с приказами
заключались в коллегиальном обсуждении и решении дел, единообразии
организационного устройства, более четкой компетенции.
Коллегии становились теперь общегосударственными ведомствами,
юрисдикция которых в полном объеме распространялась от центрального до
местного уровня управления. В провинции коллегии были представлены
конторами, работа которых строилась на принципе двойного подчинения –
коллегии и воеводе, осуществлявшем оперативное руководство. Так,
назначаемый Камер-коллегией камерир, или надзиратель
земских сборов, возглавлял Контору камерирских дел, которая ведала
доходами и сборами, а также провиантом для военных нужд. Штатс-коллегией
назначался рентмейстер (казначей), возглавлявший
рентерею(кассу), в которой сосредоточивались денежные средства и
расходовались по распоряжению воеводы или камерира.