Былинному образу князя владимира красно солнышко советуют

0 голосов
54 просмотров

Былинному образу князя владимира красно солнышко советуют


История (23 баллов) | 54 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Историческим прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015). В мифопоэтических представлениях В. — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища и т. п.). В былинах Киев, двор князя В. — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
http://bibliotekar.ru/mif/24.htm

Последняя четверть Х — начало ХI ст. — сложный, противоречивый, насыщенный событиями период становления и развития Древнерусского государства, который неразрывно связан с именем князя Владимира Святославича. В годы правления Владимира Киевская Русь достигла высокого уровня политического и культурного развития, военной мощи, став вровень со многими европейскими и ближневосточными странами.
Жизнеописание В. при таком подходе приводило к созданию двух его противоположных портретов. Первый — В. до крещения, язычник, грешник, «не ведает истинного закона». Чего стоит только переходящее из одной летописи в другую сообщение о трех гаремах В. с 800 наложницами. Второй портрет — князь крещеный. Он строил храмы, любил книжное чтение, усердствовал в покаянии... Но народная память сохранила еще один образ — образ Владимира Красного Солнышка, защитника Руси от врагов, мудрого правителя, окруженного былинными богатырями. Немногие в отечественной истории удостоились многовековой памяти народа.

Обращение к широкому кругу летописных источников, материалам европейских и азиатских хроник, результатам научного поиска исследователей позволяет значительно расширить представление о великом киевском князе В. — государственном деятеле, полководце, дипломате. Летописец Нестор впервые упоминает о В. под 970 годом, сообщая, что Святослав посылает своего юного внебрачного сына на княжение в Новгород. После смерти отца (972 г.) великим киевским князем стал старший сын Ярополк, братья Олег и В. княжили в Овруче и Новгороде. Но внутренние конфликты, связанные с борьбой за власть, привели к вооруженному противостоянию между Ярополком и Олегом, в результате которого последний был убит. В 980 (по другим сведениям — в 978) году В., опираясь на новгородскую дружину и варягов, изгнал из Киева Ярополка и сел на киевский престол.
http://www.day.kiev.ua/109075/ - далее

Образ князя В., несущий в себе, согласно данным исторической науки, черты как жившего в 10 в. от н.х.л. Владимира Киевского, огнём и мечом «крестившего» Русь, так и Владимира Мономаха, и даже легендарного Владимира Старого.
Конечно, полностью отрицать христианское влияние на образ былинного князя Владимира не возможно. Но и утверждать, что его образ сформировался преимущественно на основе осмысления народным сознанием образа князя Владимира, предавшего Память Предков и Веру Праотцов, есть явное преувеличение. Ибо при внимательном рассмотрении образа былинного князя Владимира Красно Солнышко, очищенного от позднейших христианских напластований, перед нами предстаёт Священный Древне-Арийский Образ Божественного Правителя – Богочеловека Князя-Солнца, куда более древний, нежели исторический Владимир Киевский и даже само христианство… (Отголоски памяти о Божественном Правителе – Князе-Солнце сохранились, в искаженном виде, в некоторых Русских Летописях, например, в Ипатьевской: «И по сем царствова сынъ его (Сварога), именем Солнце, его же наричаютъ Дажьбогъ… Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе мужъ силенъ…».)
Существует предположение, что былинный князь Владимир - это великан Имир (волот Имир), о к-м повествуется в Младшей Эдде.

(104 баллов)