Это стихотворение – маленькая поэтическая победа Пушкина. С одной стороны, он логично, но при этом очень изящно доказывает превосходство своей возлюбленной. С другой – он сам подобен божеству для неё, а значит, любим. Лирический герой Вяземского в своём стихотворении не добивается взаимности. Литературное направление, жанр
Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Поэт воспевает глаза возлюбленной, противопоставляя их глазам красавицы, воспетым другим поэтом. Но Пушкин не умаляет достоинств «чужой» красавицы. Глаза Олениной лучше только потому, что поэт говорит о ней «моя». Пушкин приходит к философскому обобщению: любовь к женщине делает её самой красивой, красивее всех других. Это обобщение позволяет считать стихотворение образцом реализма.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение графически не разделено на строфы, но фактически состоит из четырёх строф и всего из двух предложений. Первые две строфы – это полемика с Вяземским. В них три вводных и вставных предложения, обращённых к другому поэту: «Скажу меж нами», «особенно стихами» (сравнить), «сам признайся». В этой части Пушкин отталкивается от образов Вяземского, который противопоставляет южные очи красавицы северному окружению, и углубляет этот образ. Первое предложение заканчивается противопоставлением: «Но... то ли дело...»
Вторая часть описывает глаза Олениной. Пушкин сравнивает красавицу со славянским божеством любви Лелем, а её глаза – со взглядом ангела с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Тема стихотворения – прекрасные женские глаза.
Основная мысль: глаза красавицы прекрасны, но самое главное в них не то, каковы они внешне, как они влияют на «витязей», а то, что они передают душевные качества, божественное. Глаза возлюбленной самые прекрасные.