Духо́вная му́зыка
— музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного
характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в
быту. Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную
музыку христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается
сопровождением богослужения и не ограничивается христианством. Тексты
сочинений духовной музыки могут быть как каноническими (например,
католическая месса), так и свободными, написанными на основе или под
влиянием священных книг (для христиан — Библии).
В дальнейшем речь идёт о духовной музыке в широком смысле. О
духовной музыке, понимаемой как синоним богослужебной (у христиан —
церковной музыки)
Наиболее распространённые жанры христианской духовной музыки,
католической и протестансткой, заимствованы из музыки церковной; это хорал, псалом, гимн (в том числе Te Deum, Ave Maria), месса (в том числе заупокойная — Реквием), секвенция и страсти (пассионы).
Каждый из перечисленных жанров имеет собственную историю, но общим
для всех является то, что рождались они (или оформлялись) в церкви и
право сочинять произведения духовного характера — не только тексты, но и
музыкальное их оформление — изначально принадлежало исключительно
служителям церкви.
Направления и жанры духовной музыки
Паралитургическая музыка (лауда, кондукт, ноэль, кэрол, духовный стих и др.)Литургическая драмаОрганная музыкаМузыка для других музыкальных инструментовМузыка для оркестра и солистовМузыка для оркестра, солистов и органа,Музыка для хора, оркестра, солистов и органаХоровая (a cappella)Хоровая с инструментальным сопровождениемСольная (a cappella)Сольная с инструментальным сопровождениемМолитвенно-медитативная музыка
Православная духовная музыка
Всенощное бдение
Начиная с XVIII века русские композиторы создавали на тексты
Всенощного бдения произведения концертного характера — «Всенощные»,
которые могли исполняться и вне богослужения; известны «Всенощные» А. Л.
Веделя и С. А. Дегтярёва. Со второй половины ХIХ века «Всенощные»
нередко принимали форму оригинальных хоровых сочинений или достаточно
свободных обработок древних распевов; такие сочинения создали, в
частности, А. А. Архангельский, А. Т. Гречанинов, П. Г. Чесноков.
Лучшими образцами жанра считаются «Всенощные» П.И. Чайковского и Сергея
Рахманинова.