В деятельности Избранной рады условно (в действительности все было намного сложнее) можно проследить 2 направления.
С одной стороны, создание центральных органов управления – приказов, постоянного стрелецкого войска, частичное ограничение местничества, феодальных иммунитетов и церковного землевладения значительно усилили власть царя. С другой стороны, появление зачатков представительных органов власти (Земские соборы) , развитие законодательства (Судебник 1550 г.) , создание элементов местного самоуправления (избрание губных и земских старост) способствовали формированию условий для будущего ограничения царской власти.
Поскольку некоторые авторы до сих пор (начало XXI в. ) тиражируют миф о том, что будущая опричнина была направлена якобы против сепаратизма бояр, следует сказать, что реформы Избранной рады были направлены на укрепление центральной власти.
Во-первых, создание централизованного государства вызвало необходимость перестройки системы органов центрального управления.
В середине 50-х гг. XVI в. завершается реорганизация центральных органов управления («изб») , за которыми позднее закрепилось наименование приказов. Создание приказов представляло собой только начальный этап централизации государственного аппарата. Порой отсутствовало четкое разграничение функций между отдельными учреждениями. Для многих приказов было характерно совмещение судебных, административных и финансовых функций, а также соединение функционального управления с территориальным. Но в целом разветвленная приказная система с ее бюрократическим аппаратом явилась сильным орудием укрепления централизованного государства. За несколько лет деятельности Избранной рады было проведено столько реформ, сколько еще не знало никакое другое десятилетие в истории Средневековой России. События более поздних лет уничтожили многие результаты этих преобразований. Отчасти их недолговечность, отчасти настойчивое очернение деятельности правительства А. Ф. Адашева, начатое Иваном Грозным, привели к недооценке их глубины и масштаба. Таким образом, путь развития общества, который был намечен реформами Избранной рады, в перспективе мог привести к укреплению сословно-представительной монархии.
Именно против такого хода событий и выступал Иван Грозный. Цель опричнины как системы политических и экономических мер – установление в России режима личной власти царя. Для достижения поставленной цели он использовал следующие методы. Во-первых, своего рода «шантаж отставкой» . В декабре 1564 г. произошло невиданное на Руси событие – царь отказался от власти, покинул Москву и обосновался в Александровской слободе под охраной верного ему войска. Зная менталитет россиян XVI в. , Иван Грозный заранее рассчитал, что его отставка не будет принята. А когда его попросят вернуться на трон, он продиктует свои условия.
Поставив Боярскую думу и синклит церковных иерархов между угрозой нападения своего особого (опричного) войска и угрозой выступления московского посада, Иван Грозный добился их капитуляции. В январе 1565 г. Иван IV согласился возвратиться на царство при условии введения опричнины (особого государева удела) . «Государева воля» была признана единственным источником власти и права, единственным источником определения внутренней и внешней политики. Для создания впечатления о всенародной (по крайней мере, всесословной) поддержке политики царя указ о введении опричнины в феврале 1565 г. был представлен на утверждение Земского собора. Опричнина – это форсированная централизация без достаточных экономических и социальных предпосылок.
В таких условиях свою реальную слабость власти пытаются компенсировать террором. Создается не четко работающий аппарат государственной власти, обеспечивающий выполнение решений правительства, а аппарат репрессий. Террор был направлен против всех, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности, свободы, кто в будущем мог стать ограничителем царской власти.