I.
«Выходные данные».
Автор,
название (истолковать), время написания,
история создания,
место в
творчестве, кому посвящено, как приняли
стихотворение
(отзывы
о нем).
II.
Структура образов и развития конфликта.
Тема и идея
стихотворения
Эмоциональная
окраска чувств.
Композиция,
сюжет (если есть).
Образный
ряд стихотворения.
Черты
лирического героя.
III.
Жанровое своеобразие (ода, элегия, гимн,
романс, баллада и т.д.).
IV.
Основные особенности поэтического
языка.
Тропы и
фигуры.
Языковой
поуровневый анализ:
а) поэтическая
фонетика (аллитерация, звукопись,
ассонанс);
б) поэтическая
лексика (синонимы, антонимы, омонимы,
историзмы, неологизмы);
в) использование
явлений морфологии и синтаксиса.
Ритм,
стихотворный размер, рифма.
VI.
Личное восприятия стихотворения.
Ассоциации,
раздумья, оценка, истолкование.
Анализ – это
логический метод, с помощью которого
мы расчленяем предметы или явления,
выделяя в них (для дальнейших рассуждений)
отдельные части и свойства.
Анализ
художественного произведения – это
такой разбор, который должен привести
к углубленному прочтению его, т.е. к
проникновению в мысль и чувство,
выраженные художником.
Не следует
забывать, что в центре лирического
произведения – образ лирического героя.
Поэтому содержание, смысл стихотворения
надо искать в «ключевых словах» его, с
помощью которых и выражается переживание
лирического героя. Значит, анализ
художественного произведения предполагает
чтение, выделение «ключевых слов» и
«фраз», составление плана, подборку
цитат и т.д. Цель этой работы должна
быть определена заранее. Например, вы
обращаете внимание на эпитеты (метафоры,
сравнения...) стихотворения. Для чего?
Чтобы понять, каковы их роль в художественном
тексте, каковы их особенности у данного
автора, о каких чертах его дарования
они говорят.
Однако
глубоко и полно понять значение каждой
выделенной в процессе анализа части и
на этой основе сделать правильные
умозаключения нельзя, если не уметь
видеть эти части вместе, в единстве, в
целом. Этой цели служит синтез – мысленное
объединение существенных свойств
однородных предметов и явлений.
И тезис
(суждение, мысль), и его доказательства
(аргументы) и логические действия
(рассуждения), и анализ, и синтез – всё
это как бы «строительный материал»,
«кирпичики», из которых разными способами
строится «здание» научного поиска.
Сравнение логических категорий со
строительным материалом не случайно:
важно не только и не столько количество
суждений – тезисов, аргументов или
логических действий, сколько
последовательность, убедительность,
простота и яркость ваших мыслей и чувств.