Запорожская Сечь в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». В своем
произведении Н. В. Гоголь изобразил героическое время Запорожской Сечи.
Она существовала тогда, когда происходили «схватки и битвы на Украине за
унию». Автор пишет, что «Сечь — это гнездо, откуда вылетают все гордые и
крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю
Украину!».
Сечь состояла из шестидесяти с лишним куреней, которые были похожи на
отдельные, независимые республики. Личного имущества у казаков не было,
все хранилось у куренного атамана. Гоголь описывает красивое убранство
запорожских казаков: широкие красные шаровары, пояс, к которому
крепилась сабля и люлька. Питались казаки простой, но очень сытной
пищей: черным хлебом и кашей с салом, которая называлась кулешом, а пили
из сушеной тыквы, которая в походах была им вместо чарки. Главный над
всеми куренями назывался кошевым, который выбирался ежегодно. Еще казаки
называли свое объединение товариществом. Сюда по своей воле приходили
все желающие, их ни о чем не спрашивали, заставляли перекреститься и
принимали как братьев.
У русской земли тогда было много врагов: турки, татары, поляки, и
казаки считали своим долгом воевать против них, если они «не почтили
предковского закона» и во славу христианства. Главный герой повести
Тарас Бульба привозит своих сыновей сюда, чтобы и они породнились со
всем казачеством.
Запорожцы Сечи живут по своим суровым законам. Страшно наказываются
те, кто не соблюдает христианских заповедей: воры забиваются до смерти
дубинкой, должника привязывают к пушке, но самая страшная кара ждет
убийцу. Вырывали яму, опускали туда живого убийцу, сверху ставили гроб с
телом убитого и обоих засыпали землей.
Казаки жили вольно. Гоголь пишет, что «Сечь не любила затруднять себя
военными упражнениями и терять время; юношество воспитывалось и
образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв, которые оттого
были почти непрерывны». Когда казаки не воевали, они вели разгульный
образ жизни, много ели и пили. В восьмой главе мы узнаем, что пока
казаки осаждали польскую крепость, из-за того, что часовые были пьяны,
татарам удалось украсть сокровища Запорожской Сечи.
Гоголь пишет, что тогда на быт русского дворянства большое влияние
оказывала Польша. «Многие перенимали польские обычаи, заводили роскошь»,
— пишет Гоголь. Тарас Бульба рассорился со всеми своими товарищами,
которые «были наклонны к варшавской стороне». Казаки больше всех благ
ценили казацкую верность друг другу, свою волю и христианскую веру.
Поэтому основной конфликт в произведении — это отношения между Тарасом и
его сыновьями. Старший сын Остап становится добрым казаком и
выбирается, несмотря на свой молодой возраст, куренным атаманом. Ведет
отчаянный бой с поляками под Дубно. А младший сын Тараса, Андрий,
становится предателем православной христианской веры и переходит на
сторону поляков. И Тарас Бульба не может простить этого даже родному
сыну, он убивает его, потому что товарищество казаков — это братство не
по крови, а по душе: «Нет уз святее товарищества», — говорит Тарас.
Предать их — самое страшное для казака. Сам Тарас не может оставить
товарищей в плену и за своих казаков погибает. Но Гоголь пишет, что нет
на свете огня, который бы «пересилил русскую силу». Потому что «так
любить, как русская душа… никто не может!».
В повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь показал суровый быт запорожских
казаков. Их образы отражают национальные особенности русской души.