1. Отметьте
существительные 1-го склонения:
слуга;
плакса;
туфли;
запятая;
боа.
2. Отметьте имена
существительные, не имеющие рода:
шоссе;
Афины;
пенальти;
чернила;
макароны.
3. Отметьте
словосочетания, в которых употреблены
притяжательные имена прилагательные:
1) мамины тапочки;
2) лисья натура;
3) Сашин компьютер;
4) соболья шуба;
5) журавлиная стая.
4. Отметьте слова,
которые являются числительными:
1) втроём;
2) трое;
3) тройной;
4) три;
5) третий.
5. Отметьте
словосочетания, построенные с нарушением
норм сочетаемости:
1) семеро козлят;
2) семь козлят;
3) семь ножниц;
4) семеро ножниц;
5) семеро школьниц;
6) семь школьниц.
6. Отметьте глаголы
1 спряжения:
1) строить;
2) нести;
3) захотеть;
4) натерпеться;
5) разлететься.
7. Отметьте
морфологическое «третье лишнее»:
1) опрокинутый;
2) убежавший;
3) улыбнувшись;
4) строящийся;
5) выращиваемый.
8. Отметьте предложения, в которых
подчёркнутое слово является наречием:
1) Море было тихо
и ласково после бури;
2) Пришедшие тихо
стояли на крыльце;
3) Тихо плещет
волна;
4) Солнце тихо
сползало к горизонту.
9. Отметьте
распространённые предложения:
1) Были они люди образа
мыслей либерального;
2) Он потерял способность
думать и соображать;
3) Он мог только видеть
и слышать;
4) Поэтом можешь ты
не быть, но гражданином быть обязан;
5) Княжна Марья
перестала петь.
10. Отметьте варианты
ответов с правильным толкованием
лексического значения слова.
1) Граффити – рисунок
или надпись на стене или на другой
поверхности.
2) Ламбрекен – верхняя
часть оконной или дверной драпировки,
иногда с вышивкой или другими украшениями.
3) Нувориш – изысканно
и модно одетый светский человек, щеголь,
франт.
4) Эклектика – то,
что обнаруживает в себе сочетание
разнородных стилевых элементов,
отсутствие единства художественных
принципов.
5) Экслибрис – цирковой
жанр, искусство делать сложные
акробатические упражнения, не теряя
равновесия.
Часть 2
1. Попробуйте
объяснить, чем различаются значения
слов эскорт и
конвой,
опираясь на анализ присущих данным
единицам сочетательных свойств и
типичных ситуаций, которые могут быть
описаны с их участием.
(7 баллов)
2. Включите в
контекст словоформы бегите
и бежите.
Объясните, в чём заключается их
морфологическое различие и с помощью
чего оно выражено.
(6 баллов: по
2 балла за каждую часть ответа)
3. Попытайтесь
установить, функцию каких частей речи
может выполнять в тексте слово один.
Предложите как можно больше различных
решений, демонстрируя каждое из них с
помощью одного примера.
(По 2 балла за
каждую правильно проиллюстрированную
часть речи)
4. Сгруппируйте
по типам склонения данные существительные.
Решето,
пальто, поле, метро, мороженое, старичишка,
хлебушко, чудище.
(4 балла; по
0,5 балла за каждое слово)
5. Определите,
чем являются по отношению друг к другу
подчёркнутые слова (омонимами, синонимами,
антонимами, многозначным словом в разных
значениях)? Дайте аргументированный
ответ.
а) Тонкий
холст.
Холст
художника оценён высоко.
(2 балла: 1
балл за правильную квалификацию, 1 балл
за объяснение)
б) Заставить
шкафом. Заставить
работать.
(2 балла: 1
балл за правильную квалификацию, 1 балл
за объяснение)
6. Поэт-авангардист
Александр Введенский (1904—1941) писал
также прозу. Одно из его произведений
– не сохранившийся до наших дней роман
под названием «Убийцы вы дураки» (без
знаков препинания в оригинале). Попытайтесь
приписать этому заглавию все возможные
синтаксические истолкования и расставьте
соответствующим образом знаки препинания.