Обобщенный
образ труженика - кормильца России, которого мучают угнетатели, есть и в
самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов
прокормил», «Дикий помещик». Показывая каторжную жизнь трудящихся
Щедрин скорбит о покорности народа, о его смирении перед угнетателями.
Он горько смеется над тем, как мужик по приказу генералов сам вьет
веревку, которой они его затем связывают.
Почти
во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит
несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно
сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет
стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям
своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного
достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят
жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения
сатирик использует совсем другие краски. Они «ничего не понимают», они
трусливы и беспомощны, жадны и глупы. А между тем они мнят себя людьми
благородными, помыкают мужиком: «Спишь, лежебок!... Сейчас марш
работать!» Спасшись от смерти и разбогатев благодаря мужику, генералы
высылают ему на кухню жалкую подачку: «...рюмку водки да пятак серебра-
веселись, мужичина!» Сатирик подчеркивает, что ждать народу от
эксплуататоров лучшей жизни бесполезно. Счастье свое народ может добыть,
только сбросив его тунеядцев.
В сказке «Дикий помещик» Щедрин
как бы обобщил свои мысли об освобождении крестьян. Он ставит здесь
необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений
дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства:
«Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода! курица за
околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух —
все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало,
чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу:
— Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!»
Этот
помещик, как и генералы из другой сказки, не имел никакого представления
о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и
дикое животное. Он становится лесным хищником. Внешний человеческий
облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того,
как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость,
исправник говорит ему, что без мужицких податей и повинностей
государство существовать не может, что без мужиков все умрут с голоду,
«на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя», да и денег у
господ не будет. Народ — создатель богатства, а правящие классы лишь
потребители этого богатства.
Над
вопросом о путях изменения общественного строя России тщетно бьются
Лева-дурак (в сказке «Дурак»), сезонные рабочие из «Путем-дорогою»,
ворон-челобитчик из одноименной сказки, карась-идеалист, мальчик Сережа
из «Рождественской сказки» и многие другие.
Героями сказок «Самоотверженный заяц» и
«Здраво-мысленный заяц» выступают обыватели-трусы, надеющиеся на
доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисицы лишить их
жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но
надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А
может быть, волк меня... ха-ха... и помилует!» Хищники остаются
хищниками. Зайцев не спасает, что они «революций не пущали, с оружием в
руках не выходили».
Олицетворением
бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пискарь —
герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного,
умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений,
от борьбы. Поэтому пискарь прожил до глубокой старости невредимым. Но
жизнь эта была унизительна. Она состояла из непрерывного дрожания за
свою шкуру. «Он жил и дрожал — только и всего».
Наиболее
резко и открыто сарказм Щедрина проявился в сказках/