Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того
времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил:
старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового
поколения прогрессивно настроенных людей России.
Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые
аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им
удобно. Жизнь общества в этом смысле их мало интересует.
Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся
разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его
взглядах. Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе
дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить
о реакции на смелые суждения Чацкого.
Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних
влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую
безнравственность. Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину,
боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется
влюбленным.
На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия. Князья
Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и
званий.
В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу.
Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и
скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь
взбодриться. Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь
возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений.
Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы
никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после
разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает
отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая
Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир
искаженным. Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий
убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает
ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме
вас, ему мир целый казался прах и суета?” Затем добавляет: “А Скалозуб!
Вот загляденье!..”
Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”.
Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима:
С такими чувствами, с такой душой Любим!
Обманщица, смеялась надо мной!
В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье;
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?..
...Вот я пожертвован кому!
Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с
легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить.
Угодно ль на себя примерить”, — объявляют сумасшедшим, и слух этот
быстро распространяется по Москве.
Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои
поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам.
В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его
обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить
ход времени.