Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я
пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… (А. С. Пушкин
«Осень», 1833) И судьбы их оказались отчасти схожи — как и Пушкин,
Попков погиб неожиданно и нелепо, в расцвете жизненных и творческих
сил. На картине Попкова осень — не менее значимый персонаж, чем Пушкин.
Художнику удалось живо передать осеннее настроение, вдохновенное и
грустное одновременно. Осень занимает основную часть полотна. Крыльцо,
на котором стоит Пушкин, изображено со стороны дома. Две колонны, к
одной из которых прислонился поэт, словно обозначают выход к пейзажу. От
крыльца идёт ступенчатый спуск к небольшой площадке, на которой стоит
белая садовая скамейка. По обеим сторонам спуска — деревья в золотой
осенней листве. Несколько жёлтых листьев, занесённых ветром, лежит на
крыльце. Картина как раз воспроизводит момент, когда дует ветер — об
этом свидетельствуют всколыхнувшиеся полы пушкинского фрака. Дождливую
погоду передают сине-сизые тона, в которых выполнены дальняя
перспектива и небо. Есть на картине и вода: изогнутая полоса речки за
пожелтевшим парком, вдали — озёра. Даже перед крыльцом есть лужица. На
дальнем плане картины, справа, намечено крохотное изображение белой
лошади. Пушкин стоит на крыльце спиной к зрителю, сложив руки на груди и
прислонившись правым плечом к колонне. Голова чуть повёрнута влево, так
что виден характерный профиль поэта, обрамлённый курчавыми волосами.
Тёмный силуэт Пушкина чётко выделяется на жёлто-сизом осеннем фоне.
Композиционно фигура поэта находится не в центре картины, а в её правой
части. Однако едва ли будет ошибкой сказать, что фигура Пушкина — своего
рода смысловая ось картины. Пушкин и осень — две важные
взаимосвязанные темы в картине. Пушкин на фоне осени, осеннее
вдохновение, стихи об осени — обо всём этом сумел без слов рассказать
художник. Картина выдержана в жёлтых, синевато-зелёных и серых тонах, не
считая тёмного силуэта Пушкина. Смутная печаль, острое ощущение
одиночества и вдохновение — эти чувства, переданные художником, роднят
его произведение со стихами великого поэта. Едва ли стоит безо всяких
оговорок считать картину «Осенние дожди» историческим полотном — скорее
попыткой художника заглянуть во внутренний мир поэта, показать
взаимосвязь природы и творческого вдохновения. Стоит отметить изящество
изображения. Изящно очерченный силуэт Пушкина, тонкие нервные пальцы
поэта, колонны крыльца, выразительно прорисованные жёлтые листья,
коричневато-голубоватая даль… Художнику вполне удалось воспроизвести
поэтичность осенней природы, показать, за что так любил это время года
Пушкин. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель
дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Так нелюбимое дитя в семье
родной К себе меня влечёт… (А. С. Пушкин «Осень», 1833)