Балладный жанр является одним из самых сложных и неизученных в русской народной поэзии.
Множество исследовательских работ посвящено балладе, и тем не менее она остается наиболее противоречивой и загадочной формой для современной науки. В учебной литературе только в 1971 г. В.П. Аникин впервые ввел тему балладного жанра. До этого времени термин баллада не имел достаточного теоретического обоснования в учебных изданиях. В научном мире можно отметить возрастание интереса к изучению специфики жанра только с конца 50-х годов ХХ века, со времени публикации собрания русских былин В.Я. Проппа и Б.Н. Путилова . С 60-х гг. устанавливаются специфические черты жанровой формы баллады, делаются попытки проследить истоки и судьбу жанра, исследуются старые сборники, выпускаются новые, ведется активная работа по собиранию балладных песен в регионах. Однако основные, глобальные вопросы жанра остаются неразрешенными. Что представляет собой баллада в родовом отношении, почему лирика проявляет себя в жанре крайне неравномерно и тем не менее баллада переходит в лирические формы? Как возникает народная баллада, каковы причины ее лиризации, а также трансформации в жанр литературной романтической баллады? Чем в жанровом отношении отличается баллада XV века от баллады века XVI? Какова специфика взаимодействия жанра с другими формами народной поэзии: обрядовыми, эпическими, лирическими, историческими, духовными песнями?
Творчество Г.П. Каменева. Именно в творческой–литературной сфере личностный потенциал Каменева реализовался наиболее полно и ярко. Он зарекомендовал себя в российских литературных кругах рубежа XVIII – XIX столетий как талантливый поэт и переводчик.
Самые ранние известные сочинения – вольные переводы немецкого и французского авторов, еще ученического характера – относятся к 1792 году. В 1796–1803 годах произведения Каменева (стихи, повести, переводы с немецкого) публиковались в московских и петербургских литературных журналах-альманахах – «Муза», «Иппокрена», «Приятное и полезное препровождение времени», «Новости русской литературы». Вскоре после смерти поэта несколько его лучших сочинений были опубликованы в «Периодическом издании» Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств (1804).
Творчество Каменева опиралось на литературные образцы и во многом – на личные события и чувства. Сама жизнь поэта «выстраивалась» как сюжет художественного произведения, в котором он выступал автором и героем одновременно.
В начальных страницах поэтического творчества Каменева можно найти произведения в жанре сентименталистской идиллии, однако наиболее ярко он проявил себя в мрачной элегии.
Художественный мир и душевное состояние Каменева со временем приобретают постоянный «флер» меланхолии, черты трагизма, масонской мистики, «кладбищенского» настроения. Смерть была постоянным предметом его мыслей и чувств, одним из ключевых поэтических образов. В круге «ночной», «кладбищенской» поэзии Каменев достиг яркого образно-символического воплощения, стал одним из самых ярких авторов.