Про жизнь Иисуса Христа до двенадцатилетнего возраста Евангелист Лука говорит кратко:
Младенец же возрастал и укреплялся духом,
исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем (Лк. 2, 40).
Другие Евангелисты не сообщают ничего из жизни Иисуса Христа до самого
Крещения Его. А так как Евангелист Лука писал свое Евангелие по
тщательном исследовании всего сначала (Лк. 1, 3), то упоминание его лишь
о беседе двенадцатилетнего Иисуса с учителями иудейскими в храме и
умолчание о всех прочих событиях этого периода Его жизни доказывают,
что, кроме знаменательной беседы с раввинами, в жизни Иисуса Христа, до
появления Его на Иордане, не произошло ничего такого, что выдавало бы
Его как Мессию: Богу угодно было, чтобы Христос оставался до времени в
неизвестности, дабы тем оградить Его от злобы руководителей народа
иудейского.
По закону Моисея (Втор. 16, 16), все евреи мужского
пола обязаны были три раза в год являться на место, которое изберет
Господь Бог, на праздники: пасхи, пятидесятницы и кущей; впоследствии
местом этим стал Иерусалим; исключения допускались только для детей и
больных. Особенно же строго соблюдалась обязанность путешествия в
Иерусалим на праздник пасхи. Обычаем было установлено, что мальчики
должны были ходить в Иерусалим на праздники, начиная с двенадцатилетнего
возраста, так как с этого возраста они становились членами израильского
общества, обязывались верно исполнять предписания Закона и назывались
сынами Закона.
Евангелист Лука говорит, что родители Его, то есть
Иисуса Христа, каждый год ходили в Иерусалим. Почему же Евангелист,
зная, что Иосиф не был отцом Иисуса, употребляет такое неправильное
выражение? Потому, что тайна рождения Иисуса Христа должна была
оставаться до времени скрытой от всех; не зная этой тайны, все жители
Назарета отцом Иисуса считали и называли Иосифа как мужа Его Матери; не
желая обнаруживать эту тайну, сама Богоматерь называла Иосифа отцом
Иисуса. Таким образом, Евангелист Лука, называя в этом месте своего
повествования Иосифа и Марию родителями Иисуса, передает чужие слова и
оставляет их без пояснений потому, что они и без того должны быть
понятны каждому. Впрочем, в другом месте своего Евангелия Лука поясняет,
что Иосиф не был отцом Иисуса, но таковым считали его: Иисус... был,
как думали, Сын Иосифов (Лк. 3, 23).
На праздник пасхи приходило в Иерусалим, по
свидетельству Иосифа Флавия, по крайней мере, два миллиона евреев.
Празднование продолжалось восемь дней, по прошествии которых богомольцы
возвращались по домам.
Путешествуя ежегодно в Иерусалим вместе с Иосифом
на праздник пасхи, Богоматерь, несомненно, каждый раз брала с Собой и
Своего божественного Сына. В этом нас убеждают: невозможность
предположения, чтобы Она решилась разлучаться с Ним на такое
продолжительное время, а также точный смысл повествования Евангелиста
Луки:
И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник