Ил-2
Штурмовик Ил-2M
Тип штурмовик
Производитель Авиационные заводы в„–1, в„–18 и в„–30
Первый полёт 20 декабря 1939
Начало эксплуатации 1941
Конец эксплуатации 1954 (Югославия и Болгария)
Основные эксплуатанты ВВС СССР
Годы производства 1941-1945
Единиц произведено 36183
Ил-2 в советский штурмовик времён Великой Отечественной войны конструкции Ильюшина.
В Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый» (за характерную форму фюзеляжа) . Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком» . Немецкие пилоты за способность переносить повреждения называли его нем. «Betonflugzeug» в «бетонный самолёт» и нем. «Zementbomber» в «цементированный бомбардировщик» . У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько нелицеприятных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «Железный Густав» (Eiserner Gustav), отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod).)].
Самый массовый самолёт 1940-х годов [3][4]. Принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной Войны, а также в войне с Японией. Ил-2 серийно производился на авиационных заводах в„– 1, в„– 18 в городе Куйбышеве и на авиационном заводе в„– 30 в городе Москве. Всего было выпущено 36163 самолёта.
Создан в ОКБ Ильюшина.